КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеУход без ухода

19 ОКТЯБРЯ 2007 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

 

kremlin.ru

 

Трехчасовое общение граждан с президентом имело две основные цели. Первая – традиционная – проведение сеанса терапии общероссийского масштаба. Вторая – свойственная именно нынешнему мероприятию – показать, что президент никуда не уходит, даже если формально и покинет свой пост, поскольку Конституция не позволяет ему баллотироваться на третий срок.

Феномен Путина в значительной степени заключается в том, что люди устали размышлять над политическими и социально-экономическими проблемами. Устали сравнивать разные точки зрения и самостоятельно решать, какая из них правильная. Значительно удобнее и комфортнее найти человека, которому можно доверить принятие принципиальных решений, а самим уйти в частную жизнь, занимаясь либо выживанием, либо преумножением доходов (как у кого получается). Именно поэтому уже реализованные или только планируемые урезания прав граждан на выражение своей политической воли не вызывают сколько-нибудь заметного общественного интереса – как это, к примеру, происходит с законопроектом о дальнейшем ограничении права на референдум. Важно только, чтобы гражданам периодически подтверждали, что ситуация находится под контролем, им незачем волноваться и искать политические альтернативы существующей властной системе.

Соответственно президент стремится максимально следовать этим ожиданиям, гарантируя отсутствие в обозримом будущем великих потрясений и опровергая саму возможность того, что наиболее волнующие людей «страшилки» станут реальностью.  Повышения пенсионного возраста – не будет. Банковского кризиса – не будет. Дефолта – тоже не будет. Денежная реформа – не планируется. Будут ли производиться выплаты по программе материнского капитала после 2008 года – да, будут. А если есть проблемы с резко взлетевшими ценами на продукты – тема, наиболее волнующая сейчас россиян, – то с ней разберутся к концу года. А пока что наиболее социально уязвимым категориям граждан власти помогут.

Особенно везет военным пенсионерам, с которыми расплатятся по, казалось, почти безнадежным долгам 90-х годов, да еще и проиндексируют эту задолженность. Не секрет, что среди этой части российского населения протестные настроения особенно велики и радикальная антивластная агитация то сидящего в следственном изоляторе отставного полковника Квачкова, то бывшего разведчика, а ныне коммуниста-«неотроцкиста» Басанца находит понимание. Неудивительно, что такой «подарок» сделан перед выборами – в отличие от наиболее преуспевающих россиян, военные пенсионеры не упускают случая продемонстрировать свое отношение к происходящему. Теперь же они получают стимул голосовать за Путина и «Единую Россию», о которой в ходе общения с народом президент высказался как о гаранте стабильности: мол, и парламент утихомирит, и депутатскому корпусу не даст скатиться в оголтелый популизм. Вряд ли стоит сомневаться, что следствием такой «неагитации» (а председатель ЦИК Владимир Чуров почти сразу же после окончания общения президента с народом заявил, что не заметил нарушений законодательства о выборах в ходе этого мероприятия) будет пара-тройка дополнительных процентных пунктов в «единороссовском» рейтинге.

Но, как представляется, главным в прошедшей акции было все же не все, перечисленное выше. А отсутствие каких-либо упоминаний о проблеме преемничества, предстоящей передаче власти и о будущем месте работы действующего президента. Вряд ли кто-то ожидал четких и ясным ответов на эти вопросы, но были основания полагать, что они будут хотя бы заданы – и, соответственно, президент сделает несколько намеков, которые потом будут обсуждать «пикейные жилеты». Однако сама тема ухода оказалась за пределами общения президента с народом, которое из трогательного прощания («на кого ты нас, государь, оставляешь?») превратилось в рутинное действо. Как и год, и два назад, длинные ответы на вопросы по социальной проблематике изредка чередовались с легким «оживляжем» вроде рассуждений о пользе изучения иностранных языков на президентском примере или реплики некоей гражданки, которая выразила свое восхищение государевой деятельностью.

Похоже, что такая стилистика выбрана не случайно. Подчеркнутой будничностью своего последнего телеобщения с народом в ранге президента Путин демонстрирует, что оно не является последним. Что с его уходом с высшего в стране поста путинская эпоха в истории России вовсе не заканчивается. В конце мероприятия президент к тому же упомянул, что период «ручного управления» страной продлится еще полтора-два десятилетия. Отметим, что ручное управление часто заменяет слабые политические институты, возможности которых резко ограничены. При ручном управлении нет места сколько-нибудь серьезным электоральным случайностям: проще говоря, уже в начале избирательной кампании ясно, кто победит, и остается только узнать, с каким результатом это произойдет. А вмешательство в политику посторонних игроков – в том числе бизнеса –жестко ограничивается либо радикально пресекается.

И, представляется, что не суть важно, какой конкретно пост в этой системе займет ныне действующий президент и когда именно он вернется к исполнению своих нынешних обязанностей. Не случайно Путин выступил против сокращения президентских полномочий – возможно, что ему уже в среднесрочной перспективе вновь придется ими воспользоваться.

 

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий

Обсудить "Уход без ухода" на форуме
Версия для печати