Десять и один
Михаил Саакашвили оказался в самой сложной ситуации за все время своего президентства. Целыми днями в центре Тбилиси митинговали не десятки и сотни, а тысячи и десятки тысяч людей, которые подвергали резкой критике его действия, а, не получив никаких уступок, начиная с субботы, требовали отставки президента.
По сути дела, Саакашвили оказался в положении близком к тому, в котором находятся соседи Грузии по региону – главы Армении и Азербайджана. Никто из них не смог создать политический режим европейского типа, в котором власть и оппозиция чередуются в рамках стабильной политической системы. Во всех трех государствах власть хотя и терпит оппозицию, но старается максимально ограничить ее возможности, сделав результаты выборов как можно более предсказуемыми. Отличие состоит в том, что если армяне и азербайджанцы не претендуют (по крайней мере, сейчас) на вступление в объединенную Европу, то Грузия активно «стучится» в двери НАТО, где подобное отношение к политическим оппонентам режима совсем не приветствуется.
Пойдя на совмещение президентских и парламентских выборов, которые должны состояться осенью 2008 года (первоначально депутатов должны были пройти весной), грузинские власти пошли на типичную манипуляцию, которая им чрезвычайно выгодна. Саакашвили, баллотируясь на второй срок, фактически станет «паровозом» для своей партии и способен обеспечить ей более высокий результат. Напомним, что в ходе нынешней избирательной кампании в России Владимир Путин только самим фактом своего вхождения в список «Единой России» увеличил рейтинг этой партии на несколько процентных пунктов (по данным всех крупнейших социологических служб). Впрочем, в России совмещение выборов было бы явно нецелесообразно, так как действующий президент не будет баллотироваться на новый срок.
Понимание того, что многие политические партии Грузии в этой ситуации могут оказаться за пределами парламента, а президентская партия получить подавляющее преимущество (которым она обладает и в нынешнем парламенте), побудили основные оппозиционные силы создать коалицию (Национальный Совет оппозиционных партий Грузии) и призвать своих сторонников выйти на улицу. Они потребовали проведения выборов в парламент в марте-апреле 2008 года, укомплектования Центризбиркома на паритетных основах, внесения изменений в избирательный кодекс, освобождения политических заключенных. Позднее в перечень требований включили и отставку президента, хотя не все представители оппозиции активно поддерживали такой радикализм.
Перечислим состав антипрезидентской оппозиции. Это республиканская (лидер Давид Усупашвили) и Лейбористская партии (Шалва Нателашвили), движения «Свобода» (Константин Гамсахурдия), «Национальный фронт» (Каха Шартава), «Картули даси» (Джонди Багатурия), Партия народа (Коба Давиташвили), «Путь Грузии» (Саломе Зурабишвили), «Мы сами» (Паата Давитая), Консервативная партия (Звиад Дзидзигури), движение «За единую Грузию» (Константин Гунцадзе). На стороне оппозиции находится известный бизнесмен Бадри Патаркацишвили, который объявил о том, что намерен финансировать ее акции; кроме того, для противников Саакашвили важна возможность использования ими принадлежащего этому бизнесмену популярного телеканала «Имеди». Кроме того, перспективным оппозиционным лидером представлялся бывший министр обороны Ираклий Окруашвили, но его публичное покаяние после недолгого пребывания в тюрьме существенно ослабило позиции этого политика. Однако тот факт, что против одного Саакашвили выступает десять организаций, свидетельствует не только о силе, но и о слабости его оппонентов.
Проблема оппозиции заключается в ее крайне разношерстном характере. Большое количество организаций, выступающих против Сааакашвили – это не только плюс, но и минус. Оппозиция не может выдвинуть единого лидера – на эту роль претендует и Патаркацишвили, и харизматичный лидер лейбористов Шалва Нателашвили (наблюдатели сравнивают его с Жириновским), и сын первого президента Грузии Константин Гамсахурдиа (много лет проживший в Швейцарии), и сын погибшего от рук абхазов в 1993 году председателя прогрузинского абхазского правительства Каха Шартава (его отец считается в Грузии национальным героем). Различно и отношение оппозиционеров к Западу – если популиста Нателашвили мало интересует позиция Европы, то республиканцы и Зурабишвили (экс-министр иностранных дел Грузии, в недалеком прошлом кадровая сотрудница французской дипломатической службы) являются не меньшими «западниками», чем Саакашвили.
Вопрос об отношении к Западу носит для грузинской оппозиции прикладной характер. Дело в том, что посетивший Тбилиси в разгар конфликта генсек Совета Европы Терри Дэвис заявил, что «проведение митинга у здания парламента Грузии - свидетельство наличия демократии в стране, но смена президента и парламента должны происходить путем выборов». Действия оппозиции не вписываются в стандартную схему «цветной революции», предусматривающую народные выступления только в связи с искажением волеизъявления избирателей на прошедших выборах, которое подтверждено зарубежными наблюдателями и данными социологии. Представляется, что Запад испытывает определенное разочарование в Саакашвили (тем более, что либеральных участников оппозиции или Окруашвили очень сложно представить себе в роли «российских агентов» - а, значит, речь идет о реальных проблемах с демократией), но не собирается санкционировать революционную смену власти без выборов. Впрочем, оппозиция может добиться более справедливых условий их проведения – в этом Запад может их поддержать.
Прозападная ориентация как грузинской власти, так и многих представителей оппозиции, является сдерживающим фактором от «крайних» сценариев – Саакашвили не может жестко разогнать своих противников, а оппозиционеры не решаются попытаться совершить «классическую» революцию. Представляется, что к парламентским выборам разношерстная оппозиция может расколоться, что ослабит ее шансы на успех. Кроме того, не исключены жесткие действия грузинских властей в отношении лично Патаркацишвили (включая предъявление ему уголовных обвинений экономического характера), что может ослабить финансовый и информационный ресурсы противников президента.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий