КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииВаши два дня, которые могут изменить Россию

7 НОЯБРЯ 2007 г. МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
kprf.ru

Иногда ошибаешься и, осознав свою ошибку, видишь, что идея уже овладела массами…

На круглом столе по революциям ко мне подошел один честный либерал (думаю, аудитория «ЕЖа» — одна из немногих аудиторий страны, которой не надо доказывать, что такое бывает) и грустно сказал: «Ну вот, придется теперь голосовать за коммунистов».

А великий писатель, выступая по радио, просто и внятно объяснил, что поскольку коммунисты – единственная оппозиционная партия, допущенная до выборов, то и голосовать надо за нее.

Коллеги!

Вы отстали от жизни на полгода.

Я виноват, в том числе и своей статьей «Бойкот или коммуняки? – не отвертеться», опубликованной на «ЕЖ», где тоже отстаивал подобную позицию.

Так вот: жизнь ушла вперед. А мы, если не осознаем этого, будем, как герой Марка Твена, болтаться на позапрошлой неделе и обсуждать актуальные новости с музейной мумией фараона. Или с мумией какого-нибудь иного, уже российского, политика.

Я с уважением отношусь к среднему звену почти всех политических партий России. Даже в «партии голубого медведя», даже в «партии социализма с нечеловеческим лицом» есть вполне разумные и вменяемые люди.

Но курс партий определяет руководство.

Руководство КПРФ – это лично Зюганов. Не надо рассказывать про интеллигента Мельникова – он выполняет при Зюганове почти ту же роль, что интеллигент Литвинов при другом коммунистическом лидере в былые времена (разумеется, со всеми поправками на политическое вырождение этой партии).

Так вот, об оппозиционности КПРФ можно было говорить еще полгода назад. Сегодня Зюганов — значительно менее оппозиционная фигура, чем даже Явлинский, не говоря уж о Чубайсе, давшем, судя по всему, своей партии команду «мочить Путина в сортире».

Я не могу назвать день и час, когда Зюганов договорился с Администрацией президента. Скорее всего, это был процесс, занявший не менее месяца. Но его действия последних трех месяцев не позволяют усомниться в том, что такая договоренность была заключена.

Суть проста: Зюганов «изображает массовку» и, как и раньше, блокирует общественный протест и недовольство в безобидных и безопасных для власти формах, заодно дискредитируя их в глазах общества. При этом комики (это вполне заслуженное прозвище коммунистов, все еще подчиняющихся Зюганову) не делают ничего серьезного – и за это получают от государства гарантированный процент голосов, а Зюганов возглавляет вторую по величине фракцию.

Насколько можно понять, Зюганову было обещано аж 19 % — это в полтора раза больше, чем в 2003 году! А с учетом «премии» от не допущенных к выборам и не прошедших в Госдуму партий Зюганов, как говорили в его окружении, грезил уже о 110 местах в Госдуме.

Конечно, превращение действующего президента в «Бога-отца, Бога-духа и Бога-сына» «Единой России» поломало ситуацию. Наряду с ЛДПР, окончательно пролетевшей «мимо Думы», и «Справедливой России», которой остается лишь уповать на милость президента и Центризбиркома, пострадал и Зюганов: он получит уже не 19, а около 14% — и это по сегодняшним раскладам; если что-то опять изменится, результат будет еще меньше.

Однако позицию Зюганова это не изменит. Кремль, похоже, обещал ему главное – лидерство во фракции в обмен на отказ от борьбы. При этом в окружении Зюганова существует твердая уверенность: если они недоберут голосов, Администрация президента их «подбросит».

Эта стабильность должна радовать Зюганова не только из-за бюрократической импотенции, еще более усугубившей природную лень. Не менее важно и то, что отказ от борьбы позволяет продать максимальное количество мест в списках, заработав на этих выборах ничуть не меньше, чем на предыдущих.

Разумеется, людей, судящих о явлениях по брендам, а не по сущности, сама идея получения КПРФ помощи от властей может удивить. Но опыт такого сотрудничества, по ряду оценок, был наработан в Пермском крае на выборах в Заксобрание еще в декабре 2005 года. Тогда список КПРФ возглавил первый секретарь, имевший в коммунистической среде ласковое прозвище «дурачок с мобильничком». Еще два из четырех проходных мест пришлось на бизнесменов, по-видимому, направленных в список администрацией края (у «Единой России» все места были уже заняты). А четвертым стал Петр Романов, перешедший из Красноярского края. В результате собственно местному активу в этом списке не светило НИЧЕГО – и он просто не стал работать на этих выборах.

В результате избирательная кампания КПРФ велась силами депутатов Госдумы, толпами приезжавших в Пермь, благо выборы из-за создания Пермского края были досрочными, проходили в декабре только в одном регионе и позволяли сконцентрировать там все силы партии. Однако, по мнению наблюдателей, «всех сил партии» оказалось недостаточно, и КПРФ не смогла переползти семипроцентный барьер.

Спасение, как говорили, пришло от власти: чтобы в Заксобрание попали близкие к властям бизнесмены, засунутые в список Зюганова, КПРФ получила от Администрации подарок примерно в 2,5 процентных пункта — и прошла в Заксобрание! Правда, потом за это (если данная история соответствует действительности) пришлось «доплатить» уходом «дурачка с мобильничком», в результате чего первый секретарь КПРФ просто передал свое место в Заксобрании представителю якобы ненавидимой КПРФ, а на деле социально и политически близкой ее руководству «Единой России».

Надо отдать должное Зюганову: по-своему он добросовестен. Чтобы, не дай Бог, кто-то в партии не начал активничать, ставя под угрозу договоренность со Старой площадью, Зюганов провел кампанию «борьбы с неотроцкизмом», вычистив из партии наиболее последовательных оппозиционеров и смертельно напугав всех партийных бюрократов. Правда, актив в результате этого «сеанса кремлевской магии с последующим разоблачением» начал просто расходиться, а в партии возникла и до сих пор идет дискуссия о том, что лучше для нее – выиграть эти выборы или проиграть. Но Зюганов и его окружение считают это приемлемой ценой за умиротворение Старой площади.

Как и на протяжении всей своей политической жизни, Зюганов продолжает канализировать протест россиян в безопасные для властей направления и формы, по сути дела, продавая коммунистов и сочувствующих им Администрации президента так же, как какой-нибудь олигарх продает Западу наши нефть и металлы.

Коллеги, надо быть подлинным идиотом, чтобы, не любя олигархов, голосовать при этом за Зюганова. И то, что простительно пенсионерке или старому коммунисту, просто непозволительно людям, считающим себя сознательными.

Поэтому, если Вы обязательно хотите голосовать, то голосуйте за самую убогую партию, заведомо не имеющую никаких шансов на проход в Госдуму, какую только найдете. Жаль, Сажи Умалатову с Бабуриным сняли – они в этом отношении два сапога пара.

Правда, тогда Ваш голос пойдет на премию тем, кто заслуживает лишь Вашего презрения – «Единой России», многие лидеры которой ведут себя так, как будто обкурились пресловутого «плана Путина», а также комикам Зюганова и «розовым выхухолям».

Если Вы просто не пойдете на выборы или испортите бюллетень, результат будет тот же.

Можно портить бюллетени не абы как, а надписью «Другая Россия», но неужели Вы думаете, что государство, имея все возможности для фальсификаций, признает наличие сколько-нибудь заметного числа испорченных бюллетеней?

Если Вы хотите максимально затруднить процесс фальсификации выборов – применяйте технологию, разработанную самым ярким татарстанским политиком Иреком Муртазиным: возьмите открепительный талон и оставьте его у себя. Страх, что Вы с этим талоном где-то всплывете, может остановить фальсификацию именно Вашего голоса, хотя может и не остановить.

Надо ведь учитывать, что основная часть фальсификаций, похоже, осуществляется на уровне не территориальных избирательных комиссий (там идет просто принудительное голосование военных, больных, членов этнических диаспор, обитателей психушек, работников органов власти, школ, больниц, социальной сферы, ЖКХ, мелкой торговли и так далее), но непосредственно системы ГАС «Выборы».

И здесь сохраняется лазейка для наблюдения, ибо закон требует открытой публикации всех результатов по всем избирательным участкам. Понятно, что эти результаты уже будут скорректированы, исходя из спущенного со Старой площади плана (по которому, насколько можно понять, «Единая Россия» во главе с Путиным набирает 65% голосов). И наблюдатели на выборах, которые по закону сразу после подсчета голосов могут получать заверенные печатью и подписью итоговые протоколы выборов, могут уличить ГАС «Выборы» во лжи.

Поэтому, если Вы любите демократию не как севрюгу с хреном, а как общественное устройство, позволяющее Вам надеяться на сохранение этой севрюги для себя (или по каким-то даже более высоким мотивам), Вы можете помочь ей делом даже в наших паскудных условиях.

Правда, на это придется потратить не 10 минут, которые занимает получение, заполнение и опускание бюллетеня, а примерно два дня. Вам самим решать – стоит ли этого демократия в Ваших глазах.

Если стоит. Вам нужно обратиться к представителям любой участвующей в выборах партии и зарегистрироваться на любом избирательном участке (можно на своем) в качестве наблюдателя от этой партии. Какая Вам нравится, или чей офис расположен ближе к Вашему дому, или какую Вы найдете. Да хоть СПС или ЛДПР.

Вы пройдете у них инструктаж в качестве наблюдателя. Поиск их офиса, объяснение, что Вы не сумасшедший и прохождение инструктажа займет у Вас день или чуть меньше. Второй день – это день выборов. Вы проведете его на участке, пытаясь бороться с фальсификациями, но здесь не усердствуйте – если вброс будет проводиться грамотно, у Вас нет шансов его зафиксировать, даже если Вы его и заметите. Ваша задача другая: получить на руки официальный итоговый бюллетень. С подписью и печатью.

И немедленно отправить его по факсу на несколько номеров, которые будут сообщены для этого «Другой Россией» — скорее всего, в интернете. Эти номера могут блокироваться нашими славными спецслужбами, поэтому Вам может потребоваться терпение, чтобы найти свежие номера (одни будут блокироваться, другие сообщаться «Другой Россией», их снова будут блокировать, будут сообщать новые и так далее), которые будут работать и будут принимать Ваши факсы. Вы должны быть терпеливыми и отправить факс по максимальному количеству номеров, чтобы быть уверенным, что Ваша информация прошла. Согласитесь, обидно убить два дня своей жизни, а потом обесценить их из-за минутного нетерпения!

А дальше все просто: окажется, что после всех нарушений, начиная с участия действующего президента в избирательной кампании, по первичным данным «Единая Россия» наберет на нескольких сотнях (а, может быть, и тысячах) проконтролированных избирательных участков, хаотично разбросанных по всей стране, 30-35% голосов. А в масштабах страны – 65%.

После этого вопрос о легитимности новой Госдумы, а с ней и всей бюрократической «вертикали», о масштабах фальсификаций и честности нашего руководства просто не будет стоять.

Вы сделаете огромный шаг к восстановлению демократии в России – не важно, рассматриваете ли Вы ее как смысл жизни, атрибут приличной государственности, национальный обычай или же как инструмент гарантирования Вам и Вашей семье человеческих условий жизни.

Мы, может быть, стремимся к разному, но вот хотим одного. Именно в этом наша сила, именно это делает нас народом, а не «одноразовым населением», используемым новоявленными хозяевами России в качестве «электората».

Как минимум мы хотим, чтобы нас не обманывали слишком нагло.

Если Вам лень потратить на это два дня (повезет, так полтора) – потратьте 10 минут и проголосуйте за «Единую Россию». Неважно, что Вы напишете в бюллетене – Ваш голос все равно отойдет ей. И он отойдет ей, даже если Вы просто останетесь дома, решив сэкономить и это время.

И не обижайтесь потом на нее, если она лишит Вас денег, жилья и жизни: у Вас был шанс возразить, а Вы пожалели двух дней.

Ведь все в этой жизни имеет какую-то цену – если не в деньгах, так во времени.

Автор — директор Института проблем глобализации, д.э.н., экс-помощник премьера РФ

Обсудить "Ваши два дня, которые могут изменить Россию" на форуме
Версия для печати