Переменчивое согласие
Кто сейчас вспомнит, что Юлия Тимошенко обещала сформировать новый украинский Кабинет министров буквально через неделю после выборов. Прошло уже больше месяца со дня голосования, прошло три недели со дня официального оглашения результатов и приблизительно столько же с момента подписания «коалиционного соглашения» между блоками Виктора Ющенко (НУНС) и Юлии Тимошенко (БЮТ). Однако, похоже, до настоящего соглашения еще далеко и сегодня переговорщики находятся от него гораздо дальше, чем месяц назад. Более того, если прежде они шли навстречу друг другу, то отныне исполняют замысловатые танцевальные па: шаг в сторону – два шага назад.
«Оранжевые» силы шли на выборы под девизом объединения и воссоздания «демократической коалиции», собственно в этом избирателям виделся поствыборный позитив. А ныне вместо объединительных процессов происходит нечто прямо противоположное — вместо умножения сил мы имеем деление, причем, как это часто бывает с делением, на все более и более мелкие фракции.
Сегодня на повестке дня не столько разногласия НУНС и БЮТ, но разрушительный процесс в самом блоке Виктора Ющенко. Как и предполагалось, союз «Нашей Украины» и «Народной самообороны» Юрия Луценко оказался нестойким: старые правые партии, вошедшие в состав избирательного блока, не желают «согласовывать» себя с «левым» Луценко, глава президентского секретариата Виктор Балога точно так же не желает видеть Луценко на посту силового министра или силового вице-премьера. Луценко хотел при поддержке президента стать мэром Киева, но, похоже, тесное общение все того же Виктора Балоги со «старинным другом» бывшего министра МВД Борисом Колесниковым ведет к тому, что Юрию Луценко светит скорее не министерский портфель или мэрское кресло, а судебное разбирательство по старым «донецким» делам.
И, по-прежнему, на повестке дня остается главный «коалиционный» вопрос: как быть с нестойким большинством? При оптимальном варианте разрешения всех внутренних проблем «оранжевые» имеют преимущество всего лишь в два голоса, но уже сейчас в НУНСе насчитывают от трех до шести «отказников от Тимошенко». Пути решения проблемы есть, но дело в том, что Ющенко и Тимошенко движутся в разных направлениях.
Тимошенко пытается вести переговоры с блоком Литвина, хотя, похоже, безуспешно. Литвин решительно отказался от поста спикера и дал понять, что он предпочитает ситуативные голосования (т.е. розницу, а не опт). А Ющенко время от времени проговаривается, поминая т.н. широкую коалицию (в нынешнем украинском политжаргоне – «ширку») с участием Партии регионов. И судя по последним кадровым назначениям президента и по демонстративно «пропрезидентскому» поведению Януковича на заседании Кабмина, согласия между Ющенко и Януковичем на сегодняшний момент больше, нежели между Ющенко и Тимошенко. Тимошенко, рассчитывая на премьерский пост, заинтересована в сохранении нынешней редакции закона о Кабинете министров с расширенными полномочиями премьера. Конституционные «интересы» Ющенко прямо противоположны. Вероятно, Украину ожидает референдум по конституции, и не исключено, что он совпадет по времени с очередными досрочными выборами парламента. Разговоров об этом все больше, поскольку при таком минимальном перевесе большинства над оппозицией всякое голосование превращается в интригу с непредсказуемым финалом.
Это всего лишь «линия мысли», одна из нескольких, популярных в последнее время среди украинских политиков. Согласно другой, еще более популярной, ближайший год, вплоть до президентской кампании, вновь избранный украинский парламент будет работать «без коалиции». Большинство будет ситуативным, и если Тимошенко при голосовании по кандидатуре премьера не наберет искомых 228 голосов, нынешний Кабинет министров под руководством Виктора Януковича будет работать и впредь. С приставкой «и.о.».
Киев