Выборы закончены - все довольны
Думские выборы закончены. Их итоги оказались достаточно предсказуемыми. Победитель был известен не только в начале избирательной кампании, но и задолго до нее. Борьба за второе место между КПРФ и «эсерами» стала бессмысленной после того, как Владимир Путин возглавил «единороссов», и партия Сергея Миронова могла рассчитывать не на «серебро», а разве что на прохождение в парламент. Она, да еще и ЛДПР относились к числу «полупроходных» партий, которые при удачном для них результате выборов попадали в парламент, а в противном случае оказывались за его пределами. Но эта интрига, важная для партийцев, волновала явно меньшую часть избирателей.
В результате довольны «единороссы», которые без президента во главе их избирательного списка могли бы рассчитывать на получение абсолютного (да и то не точно), но не конституционного (или очень близкого к нему) большинства в пятой Думе. Теперь они могут сохранить контроль за всеми парламентскими комитетами, а те их кандидаты, которые особо не рассчитывали пройти в Думу, получат депутатские мандаты. «Эсеры» больше им не конкуренты – даже в Ставропольском крае, где они побеждали в марте, сегодня наблюдается «единороссовский» триумф (вкупе с уголовным расследованием, фигурантом которого стал мэр-«эсер»). Понятно, что «единороссы» мечтают о существенном расширении своих возможностей – вплоть до какого-нибудь варианта президентско-парламентской республики, но вряд ли они всерьез рассчитывают на такой идиллический вариант. Роль «путинского инструмента» для реализации политических проектов большинство партийцев, в принципе, вполне устраивает.
Довольны коммунисты. Конечно, они рассчитывали на большее, мечтая получить процентов 16-18, но и нынешний результат для них далеко не худший. Основная опасность – второе место «эсеров» - так и не стала актуальной. Понятно, что сейчас представители КПРФ возмущаются и обвиняют власти в фальсификациях, но по их формулировкам видно, что на системный конфликт с Кремлем они не пойдут – слишком рискованно и ни к чему не приведет. Да, сейчас они говорят, что могут даже отказаться от мандатов, но только в том случае, если это приведет к перевыборам, прекрасно понимая, что такого положения в российском законодательстве в отношении партии, получившей чуть более 10% голосов, просто нет. Поэтому сейчас они займутся более перспективным делом – разделом постов зампредов парламентских комитетов, которые они получат по своей квоте.
Довольны «жириновцы». Им в очередной раз многие прочили неминуемое поражение, но Жириновский в очередной раз смог «вытянуть» партию, опираясь на свой имиджевый ресурс. Таким образом, многочисленные бизнесмены, входящие в список ЛДПР, получат желанные депутатские мандаты, а партия сохранит приличную инвестиционную привлекательность.
Довольны «эсеры», под конец избирательной кампании мечтавшие только об одном – просто пройти в парламент с любым результатом: в противном случае партия теряла всякую возможность дальнейшего существования. Теперь же оказывается, что Миронов востребован как «ограничитель» для КПРФ, не позволяющий зюгановцам хотя бы частично восстановить уровень электоральной поддержки, имевший место до 2003 года. Десятки представителей периферийной части элит, которые еще вчера не знали, как сложится их судьба, сегодня готовятся занять места в Думе или рады тому, что смогли сохранить их за собой. И все потому, что они вовремя покинули свои бывшие партии, примкнув к мироновскому проекту, успех которого был вовсе не гарантирован.
Довольно практически все региональное начальство, которое в большинстве своем добилось желаемых результатов. Да, большинству глав регионов далеко до кадыровского Грозного с 99% (по предварительным данным) «единороссовского» электората или шаймиевского Татарстана с «всего» 85% (по тем же данным). Однако они, в целом, справились с поставленными задачами и сейчас рассчитывают, что поствыборная «чистка», слухи о которой в последнее время циркулируют все более активно, их минует.
Довольны простые россияне, за голоса которых не слишком активно и бесшабашно (исключение составил СПС последних недель кампании, вытолкнутый властью в радикальную оппозицию) боролись участники избирательной кампании. Избиратели в период высоких нефтяных цен настроены весьма конформистски и живут по принципу «лишь бы не было войны». Их мало интересует ответ на вопрос, почему в новой Думе нет Глазьева или Рыжкова, которые многим из них лично довольно симпатичны. А взаимосвязь между ценами в магазинах и результатами выборов остается для них неочевидной – как, впрочем, и для многих экспертов.
Довольны лидеры мелких партий-спойлеров, которые смогли поучаствовать в избирательной кампании, оказавшись востребованными более сильными игроками. Может быть, они понадобятся и в следующий раз. Политическая организация, в любой момент готовая вступиться за «партию власти», обиженную либералами, может быть полезна и в дальнейшем.
Довольна радикальная внепарламентская оппозиция, которая теперь может еще более активно критиковать власть и, одновременно, наглядно объяснять умеренным оппозиционерам, что их планы умеренного партнерства с начальством обречены на неудачу. И получать в свои ряды новых сторонников из числа обиженных властями политических и общественных деятелей.
Недовольны либералы – СПС и «Яблоко». Первые рассчитывали прорваться в Думу, вторые мечтали хотя бы о 4%, которые позволили бы вернуть избирательный залог. Сейчас они страшно разочарованы: если в 2003 году поражение на думских выборах давало надежды на возможный реванш, то теперь таких надежд практически не остается. Однако либералов в современной России осталось столько, что их недовольство вряд ли окажет сколько-нибудь серьезное влияние на политические процессы, происходящие в стране.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий