КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПослевкусие

5 ДЕКАБРЯ 2007 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
kremlin.ru
Третьего декабря все федеральные каналы показали, как на фоне угрюмых технологов из НПО им. Лавочкина президент Путин подводит итоги думских выборов. Главное, по мнению главы государства, — это то, что граждане России однозначно высказались против такого сценария развития своей страны, по которому пошли некоторые государства на постсоветском пространстве. Что конкретно имел в виду президент, стало понятно буквально через несколько минут. В одном из следующих новостных сюжетов рассказ о предстоящем в украинской Раде голосовании по кандидатуре спикера диктор подытожил следующей фразой: «Результаты этого голосования абсолютно непредсказуемы». В голосе диктора отчетливо слышались укоризненные нотки.
Ну да… Ну да… Нам, конечно, такие нестабильные сценарии ни к чему. А как вам, дорогие читатели, этот смешной Уго Чавес? Все. Списали новоявленного Че Гевару. Нет, ну в самом деле, на что годен национальный лидер, который не может обеспечить правильного голосования на референдуме? Представляю, как над ним потешались в Кремле – расти этому Чавесу еще и расти. В принципе, если дела в России в ближайшее время пойдут еще стабильнее, чем даже сейчас, Путин мог бы одолжить своему южноамериканскому нефтебрату Владислава Суркова. Ненадолго, конечно. Но, думаю, Владиславу Юрьевичу хватило бы нескольких недель, чтобы следующий референдум в Венесуэле дал нужный результат. Заодно и подхарчился бы на стороне замглавы президентской администрации…
Итак, дым развеялся, пыль осела, можно оглядеться вокруг и подвести кое-какие итоги. Первое впечатление – все проиграли, кроме Жириновского. Коммунисты, в условиях резкого роста цен и очевидного провала всей социальной политики правительства, несомненно, могли рассчитывать на существенно лучший результат. Поэтому их явное неудовлетворение итогами выборов вполне объяснимо. Впрочем, громогласное заявление второго человека в партии Ивана Мельникова о том, что в знак протеста левые могут отказаться от своих думских мандатов, я бы всерьез не рассматривал. На такие демарши Геннадий Зюганов не был способен и в свои лучшие годы. А они у него явно позади. Тем более что сейчас внутрипартийные позиции главного коммуниста страны более чем шаткие – он обещал партии 90 мест в Думе, а получил почти в два раза меньше. 
С правым флангом все, конечно, сложнее. Да, мочили нещадно – я имею в виду, разумеется, СПС – да, объявили врагами Отечества. Но ведь, насколько я понимаю, на это и был сделан расчет. Заняв резко оппозиционную позицию по отношению к власти, лидеры правых таким образом предполагали привлечь истинно демократический электорат, который категорически не приемлет путинский режим. Не привлекли. Ну то есть совсем не привлекли. Даже в столицах. Или его уже не осталось вовсе? Думается, дело в другом. Полутора месяцев честной и бескомпромиссной риторики не хватило на то, чтобы вернуть к себе доверие. Но, похоже, если Никита Белых и Борис Немцов (а может, и Анатолий Чубайс – кто знает?) захотят остаться в политике, перспективы их сегодня вовсе не выглядят безнадежными. Вопрос только в том, какую роль они будут способны сыграть в объединении всех оппозиционных сил? Готовы ли они идти до конца, возможно, даже не претендуя на первые роли?
Впрочем, необходимо отдавать себе отчет в том, что все выводы по поводу вышеперечисленных субъектов нашего политического пространства – это лишь побочный продукт того мероприятия, а по большому счету, конечно, надругательства, которое над нами учинили 2 декабря. Нас же с вами в тот день не про СПС с КПРФ спрашивали. Нас спрашивали, согласны ли мы с тем, что В.В. Путин сохранит свои властные полномочия на неопределенный период. То есть власть посредством этого голосования попыталась заранее легитимизировать любые свои попытки решить эту задачу. Повторяю – любые.
Сегодня кремлевские аналитики хором кричат, что эта задача блестяще решена. На самом деле все они прекрасно понимают – случился сокрушительный провал. Дело даже не в том, что в поддержку президента на этом референдуме – они сами ввели в оборот этот термин применительно к думским выборам – высказалось существенно меньше половины избирателей нашей страны. Проблема, прежде всего, в другом – огромный вал фактических нарушений законодательства, что сопутствовал этим выборам непосредственно в день голосования, позволяет говорить о том, что они были НЕЧЕСТНЫМИ. Вот не абстрактно НЕСВОБОДНЫМИ, а конкретно – НЕЧЕСТНЫМИ. И даже не важно, что об этом думают международные наблюдатели. Важно, что этот непреложный факт, несомненно, отложился в общественном сознании. Другими словами, все годы строительства пресловутой вертикали, установления тотального контроля над электорально значимой прессой, зачистка политического поля необходимого результата не дали – все равно без масштабных, невиданных фальсификаций Кремль обойтись не смог. И все это вопиющее надругательство над законом произошло буквально на глазах у миллионов людей. Так о какой же легитимности можно вести речь?
Поэтому сегодня надо отчетливо отдавать себе отчет в том, что любая попытка Владимира Путина в любой форме сохранить контроль над управлением государства после марта 2008 года – будет в чистом виде ломание страны через колено. Другими словами – диктаторский переворот. Трезво ли глава государства оценивает все последствия такого шага? Есть ли сегодня у Путина ресурсы и моральная готовность осуществить государственный переворот? Ответы на эти вопросы мы получим уже в самом ближайшем будущем.           
          
Обсудить "Послевкусие" на форуме
Версия для печати