КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В Кремле Две плохие новости, две хорошие

12 ДЕКАБРЯ 2007 г. НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
ЕЖ
Операция "преемник" проведена стремительно. Два этапа. В два дня. Сначала Путин выдвинул Медведева в президенты, затем Медведев выдвинул Путина в премьеры. Вот, собственно, и все. С Новым годом, товарищи!

По сути Путин все сделал просто. Вспомним: первый предполагаемый преемник был именно Медведев, первая предполагаемая послепрезидентская должность для Путина — премьер. Но поскольку душа Путина возмущалась, восставала против того, чтобы кто-то догадался, как сказали бы в фильме  "Ликвидация", за его хитрый план, то было напущено изрядное количество всякого туману. По соображениям конспирации. А также по соображениям Конституции. Ну и по разным другим соображениям. В результате чего о Медведеве успели порядком подзабыть, и о варианте премьерства — тоже.

Вот тут-то и пробил час. Дожидаться съезда "Единой России" не стали, чтобы Медведев выглядел не ущербным кандидатом от одной партии, а прекрасным плодом политического консенсуса. На предмет консенсуса, помимо "Едра" и эсеров, были оприходованы кондовые, но ручные аграрии и либеральная, но ручная "Гражданская сила", которая из простого спойлера готова, кажется, чудесно превратиться в главную партию правого фланга. В результате сцена под названием "Официальное представление президенту В.В. Путину кандидатуры В.А. Медведева лидерами четырех партий" выглядела вполне себе убедительно. Что, собственно, и требовалось доказать. А на следующий день Медведев, публично взмолившись, чтобы Путин пошел к нему в премьеры, закольцевал всю эту историю, добившись ее, в известном смысле, эстетической завершенности.

Теперь на президентские выборы Медведев идет в одном флаконе с Путиным. Он несет перед собой портрет Путина, как святой образ. Так на выборах в Думу его несла "Единая Россия". И он, разумеется, победит. Других вариантов нет. И Путин победит. Его, пусть в качестве упомянутого образа или в качестве Великого Духа, вселившегося в тело Д.А. Медведева, но выберут-таки в третий раз. Йес! Получите, как говорят наши англоязычные враги, салют среднего пальца.

Почему Путин остановился на Медведеве? Гадать можно долго.

Объяснение государственно-политическое: президент, обладая тонким чувством равновесия, убоялся опасного усиления силовиков и решил посадить в Кремле умеренного либерала.

Объяснение личное: президент, обладая острым чувством опасности, выбрал человека, которого он может, в разумных пределах, не опасаться.

И еще один фактор, не столь критически важный, но существенный: нужен был человек, в отношениях  с которым Путин, уже не будучи первым лицом, не испытывал бы дискомфорт. Медведев — именно такой человек. В силу возраста и давно и навсегда сложившейся иерархии отношений, он всегда, независимо от занимаемой должности, будет относиться к Путину как к старшему. Так что в психологическом плане все будет в порядке.

В плане практическом все несколько сложнее. Проект "два царя" выглядит красиво, но ведь, как известно, подкованная Левшой аглицкая блоха тоже выглядела отлично, только плясать не могла. Да, старший царь, он же премьер, объективно будет магнитом попритягательнее, чем младший — президент.

Он может, не меняя Конституции, практически переключить на себя силовых министров. Он может даже, пожалуй, заменять президента на важнейших международных встречах. Правда, с этим уже хуже, поскольку выглядеть будет не вполне прилично, у нас со скрипом пройдет, а там — только в порядке исключения. Он может, наконец, в силу целого ряда факторов, как объективных (контроль над Думой, рейтинг, влияние в элите), так и субъективных (отношения и договоренности с Медведевым), не бояться, что президент, воспользовавшись конституционным правом, уволит его с поста премьера против его воли.

Все это так. Но он всегда будет помнить, что Медведев может его уволить, а он не может уволить Медведева. А Медведев день за днем, бреясь по утрам, будет видеть в зеркале всенародно избранного президента, и в нем мало-помалу будет зреть естественный вопрос: "А какого, собственно, хрена, его держат за младшего партнера? " И если в какой-то момент процесс созревания этого вопроса станет неконтролируемым, начнется неизбежное перетягивание каната. Но даже если Медведев окажется сверхпорядочным и сверхлояльным человеком с  железными нервами, перетягивание все равно начнется на уровне аппаратов, команд. На уровне дворни, которая обязательно начнет радостную, азартную грызню. И мы получим если не все, то многие прелести двоевластия. Для которого мы ни ментально, ни практически не приспособлены. Мы не Спарта с двумя царями и не Римская республика с двумя консулами. Мы заточены на одного.

И это, конечно, плохая новость.
Вторая плохая новость — сам факт операции "преемник", которая есть не что иное, как суверенный вариант  демократических выборов.

Но ведь есть новости хорошие. И их — тоже две. Первая. Что ни говори, в том числе правду, как ни стебайся, в том числе справедливо, а Путин уходит. Уходит, не нарушив ни одного параграфа Конституции. Т.е. сменяемость верховной власти, пусть с гримасами, с натугой, с византийским, ныне турецким акцентом, но имеет место. И оспорить это трудно.

Второе. Дмитрий Медведев, по каким бы причинам ни выбрал его Путин, — однозначно лучший из всех возможных вариантов. Кто не согласен — пусть вспомнит остальных и сравнит. А кто считает, что личность преемника вообще не имеет значения — это, мол, дело принципа: или настоящие выборы,  или трава не расти, — тот, может быть (хотя вряд ли), прав с исторической точки зрения.

Но если оценивать происходящее не с высоты орлиного полета, то хочется, чтобы травка зеленела. И тогда поневоле испытываешь некоторый интерес к личности парня, который работает царем в твоей стране.   

Обсудить " Две плохие новости, две хорошие" на форуме
Версия для печати