Какая польза от таких выборов?
Любопытно было посмотреть, как Михаил Касьянов и Борис Немцов поддерживали идею о том, что единого демократического кандидата на выборах 2008 будет определять Кремль. Мол, кого Чуров допустит до выборов, за того мы все и встанем. Выбор Чурова вряд ли следует считать оптимумом по качеству для оппозиционеров. К тому же ЦИК не обязан считаться с нашими желаниями и в отношении количественных показателей, т.е. кандидатов, сколько-нибудь удовлетворяющих хотя бы Касьянова и Немцова, может быть больше, чем один. Или меньше. Если меньше, то это, по крайней мере, не приведет к дальнейшим склокам, а если больше? Как снимать свою кандидатуру, после того как два с лишним миллиона сограждан поддержали твое участие в выборах вопреки давлению власти? В общем, с эстетической точки зрения даже жалко, что Немцов снялся, а Касьянов готов участвовать в выборах только при соблюдении нескольких условий, одно из которых — равный и честный доступ кандидатов к СМИ, в том числе к телевидению. Это, конечно, справедливое требование. Я, к сожалению, не уверен, что оно реалистично и своевременно. Хотя, если это завуалированный знак готовности сняться вслед за Немцовым — то, может, и неплохо. Потому что эстетство — это не главное в российской политике, вышеупомянутое давление гораздо важнее.
А давление становится все более гнетущим. Суды не только перешли от штрафов к административным арестам. Олега Козловского пытаются отправить на полтора года в армию. Участников пикета, посвященного, в том числе, поддержке Козловского, сажают на десять суток. Тех, кто выступает уже на этом суде свидетелями защиты, пытаются обвинить по уголовной статье. Это еще не террор, но уже на наших глазах за считанные дни начал раскручиваться маховик репрессий в связи с одним конкретным человеком. А если бы не была отменена акция в защиту друзей репрессированной Наташи Морарь? Неужели бы ее участников попытались "выдворить" за пределы России? Самое противное, что я не понимаю, что именно могло бы им помешать. Разве что пресловутый Запад. Но я не помню, чтобы он в чем-либо подобном мешал поставщикам углеводородов.
В этом смысле парадоксальна биография Буковского. Сначала чекисты его посадили, а потом "выдворили" и лишили гражданства. Теперь же чекисты ограничивают его в гражданских правах за то, что на Родине он жил, с их точки зрения, недостаточно долго, да и с гражданством у него, видите ли, не все так ясно, как у Путина, Сечина или Патрушева. То, что Буковский сам себя выдворил, мог бы сказать еще гоголевский городничий, но ведь не перед кем ему теперь оправдываться. Чиновники из Петербурга с особыми поручениями нынче сами городничие. А то, что Буковский не в КГБ служил, а боролся за право всех (может быть, невольно, но, получается, что и за право гэбистов в том числе) участвовать в реальных выборах, так это — его проблемы. И участвовать они, вновь решающие все основные политические вопросы в стране, в этих выборах ему не позволят, даже если с ним в связке пойдет какой-нибудь главный южноамериканский коммунист.
Ну и какой нам-то смысл всерьез напрягаться по поводу очередного устраиваемого крюконосцами фарса? Лично я думаю, что смысл этот в движении к тому времени, когда в России будут проводиться настоящие выборы.
Для этого, как нам всем уже хорошо известно, и меня даже упрекали за повторение этих банальностей, оппозиции нужна инфраструктура политического действия. Создавать новую партию по правилам кремлядей бессмысленно, хотя бы потому, что их произвол все равно означает отсутствие всяких правил — что на этапе регистрации, что, тем более, на любых выборах. Значит, структура должна быть нацелена на создание минимально необходимых условий для проведения подлинных выборов, т.е. на смену режима, смену власти. Сейчас очень трудно спрогнозировать, в каких именно обстоятельствах это станет возможным, но по совокупности признаков можно предположить, что в неизменном виде режим долго существовать не сможет. Или (менее вероятная, на мой взгляд, ситуация) преемник Медведев будет вынужден (неважно, в силу внутренних или внешних по отношению к нему лично причин) идти на какую-то либерализацию, как Горбачев. Или (более вероятно) гайки с большим или меньшим ускорением будут закручиваться. И в том, и в другом случае внутренний кризис в системе неизбежен. Не дать ей, системе, его преодолеть "внутри себя" — основная задача оппозиции.
В современном мире институт сколько-нибудь эффективного общественно-политического действия основан не на вертикальных, а на горизонтальных связях. И именно во время президентских выборов можно и нужно выстраивать ячейки и узлы этой сети. Причем в нашем сегодняшнем случае более эффективно делать это не в рамках борьбы за какого-то кандидата, а выстраивая системы мониторинга процедуры, наблюдения за голосованием и контроля за подведением итогов. Преимущество такой системы сетей — местных, региональных, межрегиональных и федеральных — состоит в том, что она изначально гораздо более свободна от влияния амбиций отдельных персоналий, заинтересованных в узко трактуемом результате, и нацелена на общезначимые цели и ценности. Весьма вероятно, что даже если такая сеть в ее базовых параметрах будет создана, то какие-то элементы после выборов будут потеряны, т.к. напряжение неизбежно снизится. Но если ее удастся создать, то потеряно будет далеко не все. Эту инфраструктуру можно будет достраивать и усиливать в промежутках между разными выборами и пытаться наращивать и достаточно заметно расширять в период любых выборов, когда бы они ни случились. Тем более что желательным является их проведение не в назначенные Кремлем, а в более ранние сроки.
Да, описываемая стратегия в рамках классических представлений является не столько политическим, сколько общественно-правозащитным движением. Но ведь и ситуация в России сейчас совсем неклассическая — политики как формы общественной жизни в стране нет ни в одном из ее значимых содержательных проявлений. И нам предстоит борьба не за власть, а за то, чтобы появились нормальные правила борьбы за нее. У нас впереди, по крайней мере, несколько лет — в лучшем случае — тяжелой, рутинной, не героической работы. При этом преследуют за эту работу порой жестче, чем за яркие сиюминутные акции в духе политического антиглобализма. Еще раз напомню. Юрий Червочкин был убит палачами из спецслужб за расклеивание листовок с требованием проведения честных выборов. Думаю, что это было неслучайно. И глубоко символично.