КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРаз конклав, два конклав

19 АПРЕЛЯ 2005 г. АНАТОЛИЙ КРАСИКОВ
Кто заменит Иоанна Павла II в качестве духовного вождя миллиарда католиков и главы государства Ватикан? Ответ на этот вопрос призван дать конклав, собрание кардиналов — высших иерархов Римско-католической церкви, которые заседают с понедельника, 18 апреля, и продолжат свою работу до тех пор, пока не решат поставленную перед ними задачу.

Yahoo/AP

Вчера выборщики Папы участвовали в торжественном богослужении «pro eligendo Papa» («за избрание Папы»), после чего провели первый тур голосования, чтобы предварительно оценить шансы возможных кандидатов. С сегодняшнего дня начался регулярный цикл голосований – по два тура до и по два после обеда ежедневно. В ХХ веке выборы продолжались от двух (минимум) до пяти (максимум) дней.
Для избрания кандидат должен получить 2/3 голосов, однако если 12 туров голосования окажутся безрезультатными, порог «прохождения» в победители будет снижен до половины голосов.

Общее число выборщиков (и потенциальных кандидатов на Святой престол) составило на этот раз 115 человек. Они представляют более 50 стран всех континентов. На самом деле кардинальская коллегия насчитывает сейчас 183 члена, но для участия в выборах Папы установлен возрастной ценз — 80 лет, и те, кто перешагнул за этот рубеж, выбывают из игры. Кроме того, два выборщика не смогли прибыть на конклав по состоянию здоровья.

История конклавов началась много столетий назад. Совет кардиналов, заседавший почти три года в итальянском городе Витербо — с ноября 1268-го по сентябрь 1271-го, — никак не мог прийти к согласию, кто же станет преемником умершего папы Климента IV. В конце концов терпение верующих лопнуло, и, последовав совету французского короля Филиппа I, они решили замуровать все выходы из дворца, где заседали высшие церковные иерархи (отсюда, собственно, и пошло название конклав: «под ключ» — лат. con clave). Поскольку кардиналы продолжали пререкания, жители Витебро сорвали с дворца крышу, а участников конклава посадили на хлеб и воду. Холод и голод сделали свое дело — кардиналы быстро назвали имя своего избранника.

Теперь никто дверей, ведущих в помещение, где происходят конклавы, не замуровывает. Их лишь символически запирают на ключ, опечатывая дверь, через которую кардиналы входят в Сикстинскую капеллу Апостолического дворца, оборудованную специально для выборов понтифика. Параллельно стенам капеллы — этого шедевра эпохи Возрождения — расставлены 115 кресел, обитых красным бархатом. Перед каждым — столик с фиолетовым покрывалом. Над креслами — балдахины (после того как выбор состоится, все они будут опущены, за исключением одного — укрепленного над креслом нового предстоятеля церкви).

По традиции урной для бюллетеней служит золотой кубок, установленный перед алтарем. Неподалеку — чугунная печь, где сжигаются бюллетени. Если большинства голосов не набирается, к бюллетеням добавляют специальный красящий состав, и черный дым, выходящий наружу через специальную трубу, сигнализирует собравшимся перед дворцом людям о том, что папа еще не избран. При положительном же исходе голосования дым будет белым, и все узнают, что церковь вновь обрела своего верховного владыку.

Участники конклава лишены телефонов, интернета, возможности получать письма или узнавать новости по радио и телевидению. Под настилом, закрывающим оригинальный пол Сикстинской капеллы, установлена специальная аппаратура, которая исключает возможность подслушивания того, о чем говорится в помещении. Все эти меры предосторожности призваны уберечь кардиналов от любого воздействия на них извне.

В нашей стране многих интересует вопрос, не изменятся ли взаимоотношения между «Первым» и «Третьим» Римом с избранием нового Папы. Такая вероятность не исключена, хотя общая стратегия экуменизма, выработанная Вторым Ватиканским собором в 1962-1965 годах, конечно же сохранит свою силу.

Впервые в истории католичества этот собор назвал православных «отделенными восточными братьями». В день закрытия собора, 7 декабря 1965 года, папа Римский и патриарх Константинопольский подписали Декларацию о взаимном снятии анафем, которыми их предшественники обменялись девять веков назад, в 1054 году. Православная Москва заявила тогда, что Декларация «Первого» и «Второго» Рима ее не касается. Чуть позже, однако, она согласилась вступить в диалог с католиками как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

Потом возникли проблемы «униатов» и католического «прозелитизма» на православной территории. Ватикан предлагал обсудить их на встрече руководителей двух Церквей на высшем уровне. Москва ответила, что встреча может состояться только после того, как эти проблемы будут решены. После переименования в 2002 году апостольских администратур РКЦ на территории России в епархии напряженность во взаимоотношениях между двумя церквами достигла апогея. Хотя сама РПЦ имеет свои епархии в странах, где большинство верующих составляют католики или протестанты, и никто из них против этого не выступает.

У экспертов по межхристианским отношениям сложилось впечатление, что Синод РПЦ просто-напросто не хочет иметь дело с папой Иоанном Павлом II – решительным поборником религиозной свободы для всех верующих — и будет ждать прихода к руководству РКЦ другого деятеля. Возможно, в надежде на то, что он согласится признать монополию РПЦ на духовное окормление всех, чьи предки ходили в православные храмы в те времена, когда православие в России было государственной религией и переход в другую веру считался уголовным преступлением.

Зависит ли диалог между Русской православной и Римско-католической церквами от фигуры нового понтифика? Конечно, зависит. Кароль Войтыла взошел на папский престол, имея за плечами опыт архиерейского служения в Польше — стране, которая, как и Советский Союз, жила в условиях государственного атеизма. Он хорошо понимал, какой нелегкий путь пришлось пройти РПЦ и другим религиозным объединениям СССР, оказавшимся под тотальным контролем безбожной власти. Отсюда – его искреннее стремление помочь «Церкви-сестре», сыгравшей огромную роль в становлении российской культуры и государственности.

Иоанн Павел II не раз сравнивал западное и восточное христианство с двумя легкими одного организма, каковым ему представлялся весь европейский континент. Он благословлял проведение католиками научно-богословских встреч и конференций, посвященных русской православной духовности. Даже в периоды обострения антикатолической полемики в России благотворительные фонды и отдельные епископства РКЦ не прекращали оказывать материальную помощь епархиям РПЦ. Будет ли новый понтифик уделять такое же внимание России и Русской православной церкви, какое уделял им первый в истории папа-славянин?

Автор — руководитель Центра социально-религиозных
исследований Института Европы РАН


Версия для печати