КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПринцип доноса

4 ФЕВРАЛЯ 2008 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
clevelandclinic

Советский Союз исчез с карты мира, потому что проиграл «холодную войну». Разрыв между уровнем экономик СССР и США стал настолько велик, что великая шахматная доска развалилась на части — и в провал рухнула семидесятилетняя империя. Социалистические принципы управления оказались несостоятельны по сравнению с рыночными.

Путинской России всерьез угрожает другая опасность — погибнуть, проиграв экономическое соревнование со странами «третьего мира». И произойдет это потому, что путинские принципы управления несостоятельны по сравнению с теми, которая использует любая страна, ставшая на путь экономической свободы.

Что я имею в виду? Поясню на примере.

Представим себе, что некоего человека назначили главным редактором газеты. У него есть два способа управления. Один — собрать сотрудников и сообщить: «Награжден будет тот, кто напишет лучшие статьи». И другой. Собрать сотрудников и сообщить: «Награжден будет тот, кто верней всех будет мне служить».

Попробуем представить, к чему приведет второй способ.

Во-первых, вокруг руководителя окажутся те, кто вместо статей станут писать доносы. Петя сообщит, что Маша хочет занять место главреда, Маша сообщит, что Петя работает на конкурента, а Вася напишет, что Петя и Маша совместно планируют теракт. Те, кто пишет статьи, а не доносы, уйдут в другую газету, потому что не выдержат естественного отбора.

Во-вторых, доносчики начнут манипулировать своим руководителем. При этом совершенно не имеет значения, циник он или человек легковерный, считает ли он, что все подчиненные клевещут друг на друга или готов верить каждому доносу. Имеет значение то, что у него нет других источников информации, кроме доносов. Он не поверит Пете один раз, другой, а в третий поверит; или выделит группу доносчиков, которой будет верить, а все остальное, особенно новости, будет считать формой давления.

В-третьих, этот руководитель будет презирать окружающих его доносчиков, потому что будет знать из взаимных доносов, что вокруг него только гады и сволочи, готовые сдать другого за копейку.

В-четвертых, вокруг него останутся только гады и сволочи, готовые сдать за копейку, потому что никто не будет предан хозяину, который считает тебя сволочью, и приличный человек не будет работать в газете, где для карьеры вместо статей надо писать доносы.

Вернемся теперь к нашему первому главреду, который отличает людей за то, что они пишут хорошие статьи. Наверняка найдутся желающие поманипулировать и им. Какой-нибудь начальник отдела украдет тему у подчиненного и отдаст ее своему любимцу, кто-то подсидит коллегу, а какой-нибудь зам. обязательно прибежит и скажет, что Петю надо уволить, потому что он ест на завтрак маленьких детей. На что главред резонно скажет: «Если Петя ест маленьких детей — это дело милиции. А мое дело — издавать хорошую газету, а Петя пишет хорошие статьи».

Самое же главное различие будет в том, что газета у второго главреда будет плохая. Потому что люди вокруг него будут совершенствоваться не в статьях, а в доносах, да и сам главред, если увидит в своей же газете хорошую статью, первым делом подумает: «А не метит ли этот человек на мое место»?

Так вот, собственно, возвращаясь к экономическому соревнованию с третьими странами. Управление Россией сведено исключительно к доносам.

Доносы делятся на два типа. Первый: такой-то хочет занять место президента, является наймитом Запада и агентом террористов. Второй: такая-то неудача случилась из-за внешних врагов. Второй тип доноса существует для того, чтобы оправдать собственные ошибки, первый — чтобы забрать имущество врага.

Иногда эти доносы действуют, как в случаях Ходорковского и Гуцериева. Иногда не действуют. Иногда это доносы главреду. Иногда — майору.

На собственно процесс управления страной (хотя бы в виде осуществления нацпроектов или постройки дорог) времени не остается. Экономическая самостоятельность в принципе воспринимается как потенциальная угроза власти.

И пока все это происходит, с зимних каникул возвращаются люди и говорят: «Ты знаешь, я был в Иордании. За шесть лет они отстроили страну с нуля», «Ты знаешь, я был в Папуа-Новой Гвинее. Я видел современные месторождения и три независимых телеканала, на которых премьер соглашался с предложениями оппозиции», «Ты знаешь, я был в Китае. Я видел завод спецсталей, на котором рабочие работают в белых перчатках, и продукции такого качества в Европе просто нет».

Они говорят таким же тоном, каким в начале 90-х говорили те, кто приезжали из Европы и США: «Ты знаешь, там такие супермаркеты! Такие частные дома! Такие машины!».

Ах да. Знаете, когда начинают править, опираясь на доносы, а не на дела? Когда руководитель некомпетентен и в принципе не способен отличить выполненное дело от проваленного. Потому что главред, который не может отличить хорошую статью от плохой, или директор Дома Моды, который не может отличить Москвошвею от «Дольче и Габбано», просто не имеет других критериев оценки работы подчиненных, кроме как лижут они ему сапог или нет.

Обсудить "Принцип доноса" на форуме
Версия для печати