Украина вступила в ВТО: выиграет ли от этого Россия?
5 февраля в Женеве Виктор Ющенко и генеральный директор ВТО Паскаль Лами подписали протокол о вступлении Украины в ВТО. «Это великий исторический день для Украины», — немедленно заявил Ющенко. В самом деле, Украина шла к этому дню долгие 15 лет. Парадокс лишь в том, что в самой Украине историческое событие «пропустили» — для него нашлось место лишь в ленте новостей. Украинцы слишком заняты перманентными парламентскими войнами, очередным скандалом в сессионном зале Рады, блокадой трибуны и «арестом» спикера, фактически запертого в своем кабинете. Украинцам в этот день было не до ВТО. Зато ведущие российские СМИ отозвались пространными комментариями, и это закономерно. Отныне Украина получила некий козырь на переговорах, и для российского политикума открылся новый сюжет с целым рядом интриг.
Государство, которое первым вступает в ВТО, может предъявлять требования тому, кто еще за бортом. Так было с Украиной, и так, возможно, поступит сама Украина в отношении России. За несколько дней до подписания протокола президент Украины сделал довольно резкое заявление о перспективах будущих российско-украинских переговоров. «У нас будут очень интересные переговоры об антидемпинговых мерах и других ограничениях, наложенных Москвой на украинский экспорт», — предупредил Ющенко. Украина ежегодно теряет около 3 млрд долларов в торговом балансе с РФ из-за введенных российской стороной ограничительных барьеров. Еще прежде министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко сообщил, что во время предстоящего заседания комиссии Ющенко–Путин официальный Киев потребует от Москвы введения в действие зоны свободной торговли без ограничений и изъятий. Соответствующее соглашение между Киевом и Москвой было подписано еще в 1993 году тогдашними главами двух стран — Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком. Украина и Россия в то время рассчитывали на более глубокую экономическую интеграцию и договаривались отменить таможенные пошлины в торговле между собой. Однако эта договоренность так и осталась на бумаге. Госдума РФ не ратифицировала соглашения, что позволяло ежегодно вводить отраслевые ограничения в торговле. По мнению Огрызко, вступление в ВТО позволяет Украине диктовать свои условия России, в частности, напомнить об уже существующих торгово-экономических соглашениях. За скобками остались переговоры по ценам на энергоносители, но это не значит, что о них забыли. Предполагается, что Украина не упустит возможности ставить условия, коль скоро такая возможность у нее теперь есть.
Итак, Киев в лице президента Ющенко предупредил, что отныне будет вести переговоры с позиции силы. И, кажется, это было несколько преждевременно, или, по крайней мере, слишком простодушно для политической игры. Буквально на следующий день премьер Юлия Тимошенко фактически дезавуировала заявление Ющенко, сказав, что Украина не собирается чинить препятствия России на ее пути во Всемирную торговую организацию (читай так: переговоры по большому счету выгодно вести со мной — с Тимошенко, а не с Ющенко). Затем и Ющенко объяснили его ошибку, по крайней мере, после подписания протокола его риторика изменилась. Теперь Ющенко говорит, что «Украина готова максимально содействовать вступлению России в ВТО». Реально это означает, что переговоры будут, но украинский президент и украинский премьер ведут каждый — свою собственную игру, и у России есть возможность сыграть на этих разногласиях.
Проблема Украины — как и всегда — проблема внутренней неразберихи, отчасти это может сказаться и на судьбе российско-украинских торговых переговоров. Протокол по ВТО должен быть ратифицирован в Раде, что при нынешнем, мягко говоря, «нерабочем» ее состоянии выглядит проблематично. История может затянуться, антинатовская оппозиция путает все карты, наконец, в той же Раде представлены как экспортеры (которые по идее должны выиграть от присоединения к свободному рынку), так и те бизнесмены, которые работают на украинском рынке. А вот они как раз менее всего заинтересованы в открытии границ для дешевых продуктов из ЕС. И хотя мало кто сомневается, что Верховная Рада в конце концов ратифицирует протокол, вопрос в том, справится ли она в трехнедельный срок, отведенный для этого президентом. А любые проволочки сегодня на руку российским переговорщикам.
И наконец: вступление Украины в ВТО не означает ее автоматического вступления в рабочую группу по присоединению России к этой организации. При этом внешнеполитические проблемы самой России не сулят ей легкого пути в зону свободной торговли. Собственно об этом говорил Александр Шохин во время съезда РСПП. Он напомнил журналистам, что после завершения двусторонних переговоров начинаются системные переговоры, в которых в основном решение принимают старые члены ВТО — ЕС, США, Япония и Канада. "Сейчас видно желание этих членов ВТО вытащить из шкафов старые скелеты". Так что Украина с ее внутренними проблемами нынче для России все же не главное препятствие. Всегда есть «старые скелеты» в чужих шкафах. И не только в чужих.