КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПонтификат может получиться неожиданным

20 АПРЕЛЯ 2005 г. АЛЕКСЕЙ ЮДИН
Yahoo/AFP

В том, что касается видения Церкви и ее места в современном мире, новый папа, безусловно, будет развивать линию предшествовавшего понтификата. Думаю, Ратцингер в большей степени сосредоточится на Церкви как таковой. Возможно, будут сформулированы какие-то новые положения в свете именно католического понимания Церкви, например, подняты проблемы служения Римского епископа, что принципиально важно для католиков. Проблема роли Римского епископа и в современной католической церкви, и в христианском мире в целом пока остается не проговоренной до конца. Иоанн Павел II, обращаясь ко всем христианам, предложил обсудить ее в своей энциклике 1995 года «Да будут все едино» («Ut unum sint»), но ожидаемого отклика не последовало. Однако никто этой проблемы не отменял, и в третьем тысячелетии, или хотя бы в XXI веке, нужен какой-то новый ее облик.
Йозеф Ратцингер — человек четкой и ясной мысли, до настоящего момента мы знали его как префекта Конгрегации вероучения. Документы, которые выпускала эта конгрегация, быть может, вызывали наибольшую дискуссию, иногда достаточно жесткую. Однако это показывает, что есть над чем дискутировать.

Опасения, что курс станет более консервативным или даже ультраконсервативным, безосновательны. Сами критерии консервативности в приложении к Церкви — вещь особая. С одной стороны, Церковь постоянно сохраняет свою суть, свое учение, общее движение, с другой —она постоянно обновляется. Просто будет продолжен процесс дальнейшей гармонизации и балансировки несколько хаотического курса реформирования, сложившегося после Второго Ватиканского собора, уравновешивание сил в Церкви. Не будет такого внимания к восточной проблематике, это опять-таки будет уравновешено с общецерковными проблемами.

Ратцингер постоянно обращал внимание на опасности современного мира, которые разлагают церковь не только извне, но и изнутри — нигилизм, радикальный либерализм и индивидуализм. Мне кажется, он видит свою задачу в противостоянии этим опасностям, хочет вернуть церковь к ее изначальному евангельскому предназначению. Церковь открыта современному миру, но ее иммунитет по отношению ко злу, искажающему истину, в значительной мире ослаб.

Новоизбранный папа — человек очень серьезных намерений, у него есть своя концепция и своя программа, которую он в самые ближайшие месяцы должен будет оформить в виде энциклик или других документов. Во всяком случае, его последние выступления по поводу Европы и ее духовных ценностей, необходимости понимания того, что совершило христианство в истории и что ему предстоит сделать, — самые ясные и громкие выступления Ратцингера, и это серьезная политическая заявка.

Бенедикт XVI может сплотить христианские сил — и католиков, и протестантов, и православных, — предложив им четкую программу действий с целью противостоять разлагающему нигилизму, либертинизму внутри самой христианской общины. Для Церкви в целом это очень обнадеживающее избрание.

Хотя очень часто мы видим, что, занимая престол апостола Петра, человек становится другим. Общий характер понтификата во многом связан с этим моментом перемены, так что спрогнозировать направление заранее достаточно сложно. Ратцингер всегда был сосредоточен на проблеме Церкви как жизни христианской евангельской общины. Его в первую очередь интересует даже не институциональная церковь, а именно изначальное предназначение христианского сообщества. Так что понтификат может получиться достаточно неожиданным.
Версия для печати