Зачем Бастрыкину оперсостав
Война Чайки и Бастрыкина как представителей двух кланов — нового президента Медведева и замглавы Администрации президента Игоря Сечина — не прекращалась с момента создания СК. Правда, битва вокруг Следственного комитета имеет свою специфику. Дело в том, что сечинские инициативы в силовой сфере отличаются тем, что суть их не в расстановке нужных людей на соответствующие посты, а в продвижении проектов «на вырост». Т. е. предпринимаются попытки создать принципиально новые ведомства, которые изменят конфигурацию внутри силового блока.
По этой схеме последние два года продвигалась идея создания антикоррупционного комитета, однако проект пока воплотить не удается. Пришлось ограничиться общественным движением «Против коррупции», которое в 2005-м возглавил Леонид Трошин, товарищ Владимира Устинова, и образованной в 2007 году межведомственной рабочей группой по борьбе с коррупцией, руководителем которой стал еще один соратник Сечина Виктор Иванов.
По такой же схеме раскручивается Следственный комитет — полгода все обсуждают не то, чем занимается ведомство Бастрыкина, а во что оно может превратиться в будущем.
Это, наверное, единственная силовая структура в стране, при формировании которой сразу было понятно, что в ближайшее время даже характер ее деятельности изменится. Все силовые ведомства и спецслужбы стремятся к расширению, росту ресурсов и проч. Но как бы ни росли и ни менялись их полномочия, идея, заложенная в момент их создания, остается той же. Как бы ни рос бюджет ФСБ и ни расширялись ее полномочия, все равно Лубянка действует на поле, отведенном этой спецслужбе при создании, — контрразведка, безопасность режима и антитеррор. В случае Следственного комитета сразу предполагалось, что его функции и задачи будут не те, что были прописаны изначально.
Сначала утверждалось, что на базе СК будет создано суперведомство, которое объединит следствие по всем более-менее значимым преступлениям, за исключением квартирных краж и хулиганки. Однако Следственный комитет МВД по-прежнему существует, никто не лишил следствия ФСБ и, судя по всему, о такой цели уже позабыли.
Сегодня Александр Бастрыкин с невероятным темпом пытается увеличить мощь СК, направляя множество поправок к УПК, но они имеют другой вектор. Кроме вполне объяснимого желания обеспечить неприкосновенность для следователей или получить контроль над предварительным расследованием, Следственный комитет требует оперативные функции. Например, вести допросы и проводить проверки до возбуждения уголовного дела.
Изменения в законодательстве еще не произошли, а в здании СК в Техническом переулке, не дожидаясь завершения бумажной волокиты, уже вывесили объявление о намеченном «собрании следователей и оперсостава». Видимо, к новым полномочиям решили подготовиться заранее.
В ответ Генеральная прокуратура, которая лишилась из-за создания СК следствия и контроля над ним, предпринимает действия как лично против Бастрыкина (к чему можно отнести проверку СК и демарши в делах замминистра Сторчака и генерала Бульбова), так и против проекта Следственного комитета в целом. Еще в январе Чайка заручился поддержкой Путина в том, чтобы вернуть Генпрокуратуре контроль над 60% уголовных дел, которые должны перейти от следствия к дознанию.
Очевидно, что после президентских выборов руководство силового блока будет меняться — ожидается, что со своих постов уберут и Патрушева, и Нургалиева. Но проблема Следственного комитета в том, что здесь на кону стоит не только судьба Бастрыкина, но будущее его ведомства в целом.
При этом, как только борьба между кланами вышла на уровень «проектов» для СК, всякий первоначальный смысл, заложенный при создании этого ведомства, потерялся. Если опираться на текст «Положения о Следственном комитете», то равно бессмысленными выглядят как проект Бастрыкина (наделить СК оперативными функциями и сделать из него нечто, напоминающее МВД, только круче), так и проект Чайки. Но, похоже, на подобные мелочи кланы обращают внимание меньше всего.