Вам понравилось, мы очень рады
Владимира Путина можно поздравить с блестящей дипломатической победой. На первый взгляд, переговоры глав дипломатических и военных ведомств России и США, как и полгода назад, закончились ничем – американцы не собираются отказываться от развертывания позиционного района противоракетной обороны в Чехии и Польше, они пока что не готовы всерьез обсуждать продление Договора СНВ-1.
Но атмосфера переговоров решительно отличалась от той, что царила в октябре 2007-го. Обе стороны ссылались на некие поступившие в последний момент предложения американского президента, которые, разумеется, требуют глубокого и всестороннего изучения. «Серьёзный документ, мы его внимательно проанализировали. И если нам действительно удастся договориться по основным его положениям, то можно будет констатировать, что наш диалог развивается весьма продуктивно», — заявил Владимир Путин в ходе встречи с госсекретарем и министром обороны США. Кроме того, стороны достигли согласия по многим позициям российско-американской декларации по стратегическому сотрудничеству, над которым дипломаты двух стран работали последние пару лет.
Главное, Кондолиза Райс отметила улучшение атмосферы переговоров. Казалось бы, никаких предпосылок к этому нет. Но это в том случае, если всерьез исходить из того, что главными целями российской дипломатии является отказ США от развертывания элементов ПРО в Европе и заключение нового, юридически обязывающего соглашения по стратегическим вооружениям.
Если же исходить из того, что у Владимира Путина были совсем другие цели, то все встает на свои места. Год назад российский президент устроил натуральную истерику на конференции по безопасности в Мюнхене, обвинив Запад в намерении получить военное превосходство над Россией. Затем последовал фактический выход из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), угрозы выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), обещания в качестве ответной меры нацелить на Чехию и Польшу (а заодно и на Украину – бей своих, чтобы чужие боялись) ядерные ракеты. Аналитики в Вашингтоне и в Брюсселе ломали головы, пытаясь объяснить этот военно-стратегический психоз. Ведь совершенно очевидно, что десяток размещенных в Польше противоракет не может представлять никакой угрозы российскому стратегическому ядерному потенциалу, насчитывающему свыше трех тысяч боеголовок.
Однако все встает на свои места, если исходить из того, что, устраивая этот скандал, Кремль ставил перед собой совершенно иные цели. Перед Путиным стояла (да и стоит до сих пор) нестандартная задача передачи власти преемнику. Сперва он боялся (и совершенно напрасно) вмешательства Запада в то, что в России называется выборами. Потом возникли опасения, что партнерам по «восьмерке» покажется недостаточно легитимной весьма, мягко говоря, специфическая система передачи власти в России. И вот, чтобы избавить их от необходимости обращать внимание на все эти глупости, Владимир Путин изобрел замечательный ход – он вернул их к повестке дня тридцатилетней давности: противоракетной обороне, ракетам средней дальности, обычным вооруженным силам в Европе. При этом в Кремле старательно делали вид, что всерьез считают: США и НАТО представляют военную угрозу нашей стране. В Вашингтоне поначалу опешили, а потом сконцентрировались на том, чтобы развеять военно-стратегические опасения Москвы. То есть занялись именно тем, чего и добивался Владимир Путин.
Ну а теперь, нарушив протокол (нынешняя встреча в соответствии с очередностью должна была проходить в Вашингтоне), госсекретарь и министр обороны США прибыли в Москву, дабы встретиться с избранным президентом Дмитрием Медведевым. После чего посчитали необходимым рассыпаться в комплиментах в адрес нового, как они считают, хозяина Кремля. "Он очень хорошо осведомлен по тем вопросам, которые мы обсуждали, — заявила Кондолиза Райс. — Мы смогли поговорить о тех возможностях, которые перед нами открываются". Глава Пентагона высказывался о Медведеве в том же духе: "Он, безусловно, хорошо разбирается в том, о чем мы говорили — о внешней политике и вопросах обеспечения национальной безопасности, чем он раньше не занимался. И он обсуждал эти вопросы очень хорошо. На меня это произвело большое впечатление".
Что, собственно, и требовалось доказать. Высшие представители администрации США радостно признали Дмитрия Медведева в качестве преемника. Более того, традиционно встречаясь с "представителями общественности", Кондолиза Райс аккуратнейшим образом выбрала весьма приличных людей. Но тех, приглашение которых никак не могло бы разозлить Кремль. Западные информационные агентства обратили внимание на отсутствие среди приглашенных Гарри Каспарова, Михаила Касьянова, Никиты Белых – всех, кто называл прошедшие выборы фарсом. Так что налицо крупная дипломатическая победа. Все получилось ровно так, как Владимир Владимирович сказал при встрече с американскими министрами: «Вам понравилось, мы очень рады».