КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозицииА мы все надеемся на «папу»

31 МАРТА 2008 г. ВЛАДИМИР МИЛОВ
ЕЖЛеонид Радзиховский в ходе традиционной для «ЕЖа» полемики не только решил прокомментировать последствия выхода нашего с Борисом Немцовым доклада «Путин. Итоги», но и вступил в актуальную для сегодняшней России дискуссию о том, возможна ли в нашей стране «либерально - бюрократическая модернизация», позитивные изменения силами просвещенных бюрократов. Вот и Алексей Макаркин недавно писал в «ЕЖе» на ту же тему.

Я-то, грешным делом, думал, что вопрос этот по итогам 2000-2008 годов закрыт. Но нет, нужны, видимо, новые и новые разъяснения.

Во-первых, Леонид, не стоит делать предположений, как я стал бы поступать, а как не стал бы (Вы пишете, что мы с Немцовым побоялись бы задавать прямые вопросы власти относительно некоторых фактов из нашего доклада). Вы не можете этого знать — характер мой Вам не знаком, и от таких ни на чем не основанных утверждений Вы выглядите плохим экспертом. Мы вот с Немцовым, например, еще полтора месяца назад отправили Дмитрию Медведеву наш доклад об итогах правления Путина, задав ему конкретный вопрос: что он обо всем этом думает. Ответа не получили. Но мы не упустим случая еще раз задать все интересующие нас вопросы.

Во-вторых, не было никакого, как Вы пишете, «каменного равнодушия» к текстам Немцова-Милова. Была грандиозная истерика, вопросы в стиле «Сколько им денег дать, чтобы они заткнулись?», вынужденное приостановление членства Немцова в СПС, жесткий запрет на распространение печатной версии доклада и на упоминание о нем в СМИ под страхом репрессий. Даже на «Эхе Москвы» разговор о докладе, если вы не заметили, ведущие всегда быстро сворачивают («Это отдельная тема, мы еще об этом поговорим»), кроме программ Евгения Киселева. Это так, чтобы Вы были в курсе.

Еще, кстати, были прямые указания дружественным Кремлю журналистам написать в либеральной прессе о том, что доклад, во-первых, не получил никакого резонанса, а во-вторых, что он выгоден Сечину. Вот тоже нашли «агентов Сечина».

В-третьих, Бог с ними, с Вашими личными комментариями в наш с Немцовым адрес, мы давно уже ни на кого не обижаемся — просто надо было разъяснить суть дела читателям, чтобы они не остались в заблуждении. Более интересна ваша принципиальная мысль о том, что за последние 200 лет Россию «в разумном направлении реформировали только изнутри и только люди системы».

Этот довод, который приводит и Алексей Макаркин, не нов. Удивляет другое: неужели сторонникам этого тезиса не приходит в голову простая мысль, что Россия именно потому и отстала в развитии от других стран мира и испытала уникальные трагические потрясения в виде десятилетий кровавого коммунистического режима, что в последние 200 лет ее реформировали, как вы пишете, «только изнутри системы»? А может быть, если бы изменения происходили в результате открытой политической конкуренции, периодической смены власти за счет победы на выборах оппозиции, то мы развивались бы эффективнее и быстрее?

Мне вот, например, всегда нравились эти поклонники либерально-бюрократических «преобразований изнутри», которые в качестве примера некоего «супердостижения» нашей истории преподносят освобождение крепостных крестьян Александром II в 1861 году (этот пример приводит Алексей Макаркин). Послушайте: да в чем же тут достижение?! Да мы отстали с освобождением крепостных и развитием капитализма от Англии и Франции на сотни лет! Да именно это опоздание стоило нам фундаментальной задержки в развитии, последствия которой привели к трагическому большевистскому перевороту и ощущаются Россией до сих пор!

Да если бы Столыпин провел настоящую, а не половинчатую земельную реформу (в результате которой 90% земель были оставлены в помещичьем землевладении и лишь десятая часть досталась крестьянам), то, скорее всего, в стране не было бы столь сильного всплеска социальной напряженности, вылившегося впоследствии в большевистский переворот!

Да если бы Брежнев начал реализацию косыгинских реформ, вместо того чтобы бездарно спать 18 лет своего правления, наверняка не было бы «лихих 1980-х» и последующего распада СССР!

Да если бы Путин хотя бы выполнил те положения программы Грефа, которые он обещал выполнить в 2000 году (большинство из них он провалил), то мы бы жили сейчас совсем в другой стране!

Если мы все преобразования будем делать так медленно и половинчато, как это только и способны делать бюрократы, будущему нашей России не позавидуешь. Конечно, периодически будут находиться «просвещенные» бюрократы, которые в виде подачки с барского стола будут кидать нам решения о либерализации в тех или иных сферах, которые по-хорошему нужно было принять еще десятилетия назад. Преобразование системы изнутри бюрократами — путь, который, как уже доказала наша история, совершенно неэффективен, медлителен и чреват серьезными рисками. Это я вам говорю как человек, который хорошо представляет себе масштабы коррупции и саботажа внутри бюрократической системы, не из газет, а из жизни.

В сегодняшнем быстро развивающемся и высоко конкурентном мире этот путь в состоянии отбросить нас на десятилетия назад. Теряем бесценное время.

«Преобразования изнутри» — путь, занимающий гораздо больше времени и ведущий к гораздо более тяжелым издержкам, чем другой путь — формирование конкурентной политической среды. Возможность изменений, осуществляемых не в результате действий червей-точильщиков изнутри системы, а по итогам цивилизованной победы цивилизованной оппозиции на цивилизованных выборах — вот реальный признак здоровья политической системы, общества, страны. Признак взрослости. Меня лично страшно оскорбляет, что, скажем, исландцы или новозеландцы уже давно взрослые и прекрасно живут, не имея ни нефти, ни газа (одних овец), а мы все мучаемся детскими комплексами и надеемся на «папу» в виде просвещенных бюрократов во власти.

Пора взрослеть. И не только, кстати, нам. Например, я лично очень переживал в январе этого года из-за того, что у Михаила Саакашвили дрогнули нервы и он решил при помощи административного ресурса «натянуть» себе победу в первом туре президентских выборов. Я не поклонник нынешней грузинской оппозиции, но если бы был второй тур да еще выиграл бы Гачечиладзе — это была бы колоссальная победа грузинской демократии.

Если бы Путин все восемь лет своего правления готовил условия для по-настоящему состязательных выборов 2008 года, это стало бы поистине неоценимой услугой России, за которую перед Путиным стоило бы снять шляпу и поставить ему памятник при жизни.

А так мы вынуждены довольствоваться какими-то объедками со стола собчаковской администрации.

Ешьте их сами, господа сторонники «реформирования системы изнутри».

Обсудить "А мы все надеемся на «папу»" на форуме
Версия для печати