Номенклатурный круговорот
Впрочем, такая участь не постигла никого из знаковых представителей российской номенклатуры. Большинство министров остались на своих постах, а покинувшие правительство Владимир Устинов и Леонид Рейман, скорее всего, не оставят номенклатурные ряды. Виктор Черкесов утратил контроль над спецслужбой с мощной собственной вертикалью, но получил в качестве «утешительного приза» пост главы Комитета по поставкам вооружений (где ему придется иметь дело с такими сильными аппаратными фигурами, как Сергей Иванов и Сергей Чемезов). Его многолетний конкурент Николай Патрушев также лишился своего поста, но при этом переместился в вакантное уже почти год кресло секретаря Совбеза. Там ему придется вести нелегкую аппаратную борьбу за расширение влияния этого органа, изрядно ослабленного в последние годы, после того как его в 2001 году покинул Сергей Иванов. Который, в свою очередь, избежал неприятной для него «ссылки» в Совбез, оставшись вице-премьером в правительстве, хотя и потерявшим номенклатурно значимый эпитет «первый». Так что ослабление позиций недавнего возможного кандидата в премьеры и даже в президенты оказалось не столь значительным, как это предполагалось ранее. Виктор Христенко потерял энергетическую «половину» своего министерства, с тем чтобы получить утраченную МЭРТом торговую составляющую. Эльвира Набиуллина, в свою очередь, записала в свой актив статистическую и регистрационную функции. И так далее.
Разумеется, одним из основных был вопрос о соотношении двух центров власти — президентского и правительственного. Уже сейчас можно сказать, что правительство Владимира Путина с Сергеем Собяниным, Игорем Сечиным и Игорем Шуваловым, перешедшими в него из Администрации президента, становится политическим органом, полноценным центром принятия решений, а не технической структурой, как это было при двух предыдущих премьерах. Но получает ли правительство эксклюзивные полномочия по выработке стратегии развития? Представляется, что нет — скорее, речь может идти о системе согласования интересов между двумя центрами, второй из которых (новый состав Администрации президента) пока еще находится в стадии формирования. Однако уже тот факт, что АП возглавит Сергей Нарышкин, влиятельный чиновник, приемлемый и для Путина (в прошлом году он фигурировал в неформальном списке преемников), и для Медведева (под началом которого, хотя и недолго, он работал в администрации в начале 2004 года), свидетельствует о том, что этот орган сохранит свой политический характер, а не превратится в канцелярию с ограниченными функциями. Благоприятной новостью для нового состава администрации может стать и назначение руководителем аппарата правительства Собянина (они с Нарышкиным поменялись местами), а не Сечина, при котором вероятность конфликтных отношений между двумя структурами существенно повышалась.
Автор — вице-президент Центра политических технологий