КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВладимир Соловьев в реалити-шоу «Евангелие от Соловьева»

25 АПРЕЛЯ 2005 г. ГАЛИНА ЮЗЕФОВИЧ
Фигура теле- и радиоведущего Владимира Соловьева по-своему уникальна. Едва ли не единственный в нашем эфирном пространстве он, похоже, совершенно не стесняется самого себя и не считает нужным маскировать собственные слабости. Соловьев – он Соловьев и есть: если рубит правду-матку, то с плеча. Если бранит власти за Беслан, то делает это крикливее всех. Если сетует на лишний вес, то картинно задирает майку и демонстрирует объемистое брюшко. Если любит с утра попеть в душе, то непременно плоды этого своего душевого творчества вынесет на публику – в эфире прокрутит, на диске выпустит, да еще снабдит культурологическим комментарием: дескать, хоть и простой я парень, а в университетах учивался, слова умные знаю. Если уж кого любит, то от всей души, а если ненавидит, скажем, гаишников, то, не задумываясь, поведет народ на борьбу с ними – хотя бы посредством белых ленточек на машинах. А если гонит откровенную заказуху, то даже это делает с очаровательной непосредственностью. Словом, без пяти минут народный вожак – внепартийный, внесословный и простой, как веник: что на уме – то и на языке. Именно эти свойства и делают Владимира Соловьева настоящей звездой в самом широком и массовом смысле слова – если бы на телевидении вручали награду «Народная марка», ее совершенно заслуженно получил бы именно он.

Издательство «КоЛибри»

Разумеется, поверить, что Соловьев в жизни соответствует Соловьеву на экране, до самого последнего времени мог только очень наивный человек. Любой мало-мальски искушенный телезритель логичным образом предполагал, что все вышеописанное – великолепно сконструированная маска, возможно, кое-где и приросшая к лицу владельца, но явно ему не тождественная. Узнать, что же за личность притаилась под личиной хамоватого «Вовки-морковки», как сам Соловьев себя порой именует, хотелось многим. И вот представился шанс: издательство «КоЛибри» выпускает его дебютный роман, озаглавленный «Евангелие от Соловьева». Казалось бы, в литературном творчестве, заведомо менее массовом и более интимном, чем телевидение или радио, Соловьев вынужден будет показать себя в истинном свете. И ожидания эти оправдываются в полной мере: в «Евангелии» Соловьев в самом деле демонстрирует публике свое настоящее лицо… и оно неотличимо от его сценического имиджа.

Стилистика повествования – чистой воды «соловьиные трели»: тот же побулькивающий многословный поток сознания, местами желчный и остроумный, местами – совершенно бессмысленный. Сюжет – простой и незамысловатый. Герой Владимира Соловьева – тоже, естественно, Владимир Соловьев, теле- и радиожурналист — приезжает в Америку освещать автомобильную выставку, а вместо этого неожиданным образом обретает смысл жизни: встречает вторично сошедшего на землю Спасителя и становится его апостолом. Спаситель же в свою очередь одаривает своего верного слугу кредиткой с неисчерпаемым лимитом. Чтобы оповестить человечество о пришествии, благодарный Соловьев решает, заручившись помощью Билла Гейтса и Теда Тернера, устроить грандиозное шоу. Ведущие – Ларри Кинг и, естественно, сам герой-автор.

Не надо быть гением психоанализа, чтобы уловить и расшифровать те нехитрые сигналы, которые подает своим романом Соловьев. Во-первых, он сообщает, что при всех своих недостатках он хороший парень – готов служить добру. Во-вторых, без тени стыдливости признается, что очень любит деньги и хочет, чтобы их было много. В-третьих, мечтает утереть Ларри Кингу его длинный нос. В-четвертых, хотел бы подружиться с Биллом Гейтсом и еще с кем-нибудь из сильных мира сего – просто потому, что хорошим парням надо держаться вместе. В-пятых… Впрочем, неважно – список можно продолжать до бесконечности, и каждый его пункт с идеальной точностью впишется в образ Соловьева-шоумена.

Короче говоря, сенсации не произошло – под маской Владимира Соловьева все это время скрывался Владимир Соловьев и никто иной. Однако выводы, которые можно сделать из этого нехитрого факта, весьма неожиданны. То обстоятельство, что самый востребованный и успешный (во всяком случае, после изгнания Леонида Парфенова) деятель нашего телевидения извечную дилемму «быть или казаться» однозначно решает в пользу «быть», о многом свидетельствует. Судя по всему, популярность «реалити-ТВ» перешагнула рамки сериала «Дом-2» и стремительно захватывает все новые и новые плацдармы – до новостных передач и политических ток-шоу включительно. Зритель хочет правды во всей ее простоте и дикости – ему нужна искренность и больше, по сути дела, ничего. Время ведущих, которые пытаются казаться лучше или хуже, чем есть на самом деле, уходит в прошлое. Растет спрос на аутентичность, на натуральный продукт, и в этом качестве «Вовка-морковка» не имеет себе равных, превратив свою жизнь, по сути дела, в одно бесконечное шоу «За стеклом». Конкурировать с ним в натуральности могут разве что Тина Канделаки (тоже теледива номер один) или восходящая звезда российского ТВ "моя прекрасная няня" Анастасия Завороднюк (потеснившая, кстати, вышеупомянутую Канделаки в качестве ведущей программы "Хорошие песни" на первом украинском телеканале). Если Тина и в самом деле та хорошенькая дурочка, за которую себя выдает, то Анастасия, без сомнений, совершенно натуральная аутентичная хохлушка.
Версия для печати