Марши несогласных. Послесловие
Провал 6 мая был в каком-то смысле предопределен. Мы потеряли инициативу и драйв, исчез энтузиазм, с которым готовились первые марши. Как следствие, после нашумевших весенних выступлений 2007 года, численность наших акций неуклонно сокращалась, одновременно падал и интерес к ним. Если первые Марши несогласных становились самым ярким и обсуждаемым политическим событием в стране, то со временем они превратились практически в рутинное мероприятие наподобие коммунистических первомайских демонстраций.Что хуже всего, на них перестали приходить новые люди.
Думаю, что на сегодня формат маршей себя, увы, исчерпал. Каждая последующая такая акция будет слабее предыдущей, пока само понятие «Марш несогласных» не будет окончательно дискредитировано. Проводить же их исключительно ради нескольких новых фотографий, где ОМОН задерживает участников, никакого смысла нет: в интернете таких кадров хватит на много лет вперед, да и силовые структуры учатся грамотно бороться с нашими акциями. Сейчас необходимо другое: вовлечь в сопротивление власти как можно больше людей, помочь им побороть неверие и страх, научить их мирно отстаивать свои интересы на улице.
Например, можно поставить себе задачу провести этой осенью самый массовый за последние годы митинг (может быть, в формате концерта или фестиваля). Не так важно, где он будет проходить — пусть хоть в Тушино, лишь бы была возможность собраться. Такая акция потребует серьезных ресурсов и напряженной работы в течение нескольких месяцев. Зато в случае успеха это будет гораздо полезнее и важнее, чем три наспех организованных и разогнанных Марша несогласных по несколько сот участников. Такой митинг может пройти под эгидой «Другой России» либо стать первой акцией в поддержку Национальной ассамблеи. Главное — привлечь новых людей, которые раньше не выходили на оппозиционные акции, и показать, что мы умеем не только подставлять свои спины под милицейские дубинки.
Автор - координатор движения «Оборона»