Гуус Хиддинков, Л.Ф. Сколарин, Иосиф Моуриньов, Дик Адвокаатов и другие…
Непонятно, зачем классному голландскому тренеру нужно это самое гражданство. Сложно предположить, что он согласится на него потому, что его соотечественники, например, из славного города Гронинген, попросят правительство страны лишить Гуса Хиддинка голландского паспорта, опираясь на статью о «предательстве» им интересов страны. А правительство согласится с их просьбой. На что, видимо, и намекал Дмитрий Медведев вкупе с различными российскими интернет-сайтами.
Хочу расстроить тех, кто ждет вердикта амстердамского районного суда о длительном тюремном заключении, ожидающем «предателя» Хиддинка при возвращении на историческую родину, или укола зонтиком при пересечении паспортного контроля в аэропорту Схипхол.
Впрочем, если довести ситуацию до абсурда, можно предположить, что ПМЖ «летучего голландца» в России может стать результатом хитрой двухходовки Кремля с привлечением двух граждан, чьи фамилии начинаются на Х: Хиддинком и Ходорковским. То есть обмена первого на второго, с принудительным принятием российского гражданства голландским тренером.
При этом не сомневаюсь, что печальные последствия ждали бы любого российского специалиста, будь он наставником европейской футбольной команды (например, Андорры), которая обыграла бы сборную Россию даже в отборочном турнире ЧЕ, закрыв ей путь в финал.
Огорчение и даже злость поклонников голландской сборной связаны с невнятной игрой этой команды, так же, как и с магическими способностями Гуса Хиддинка оживить «покойников» из другой страны. Большинству голландцев, как, впрочем, и всем остальным «отставшим» от России народам Европы и мира, понятно, что талантливый господин Хиддинк просто делает свое дело за деньги, и, пока, очень неплохо.
История с голландцами, непременно обязанными точить обиду на своего соотечественника, напомнила мне посещение Нью-Йорка одним известным российским военным журналистом несколько лет назад. Говорят, что он был очень удивлен тем обстоятельством, что на Таймс-Сквер существует пункт добровольной записи в ВС США. «А что, с ментами в армию не загоняют?» — с нескрываемым недоумением спросил он своего сопровождающего.
Такой образ мыслей или восприятие мира, свойственные части российского руководства и навязываемые гражданам страны, не вызывают желания спрашивать, почему Кремль не понимает, как Конгресс мог пойти против желания Джорджа Буша отменить, например, поправку Джексона-Вэника, или не хочет утверждать договор о ядерном сотрудничестве между США и Россией.
Поэтому тех, кто заговорил о «предательстве» интересов Голландии господином Хиддинком, вряд ли возможно разубедить. С первобытной ментальностью работать сложно, равно как и с въевшейся в мозг уверенностью, что невозможно просто жить по-другому.
Автор — специальный корреспондент ИД «Коммерсант» в Вашингтоне