Конкурентное преимущество
Полтора месяца был вакантным пост начальника одной из структур Федеральной службы безопасности. Не директора, даже не заместителя — всего лишь начальника одной из служб.
Тем не менее, сбой в экономической жизни страны уже произошел: по неизвестным причинам задерживается исключение «Росгосстраха» из списка стратегических предприятий, сообщили новостные агентства. На самом деле задержка произошла из-за того, что проект не визирует ФСБ.
Трудно отделаться от ощущения, что два этих события связаны напрямую. Дело в том, что целых полтора месяца у Службы экономической безопасности ФСБ (СЭБ) не было руководителя — с тех пор как предыдущий глава службы Александр Бортников был назначен директором всей ФСБ. На прошлой неделе долгожданное назначение произошло — СЭБ возглавил бывший первый заместитель Бортникова Юрий Яковлев (не из Санкт-Петербурга, курировал промышленность и оборонку, продвинулся в карьере на деле Вадима Синцова, директора металлургического предприятия, получившего срок за шпионаж в пользу Великобритании). И, видимо, теперь экономическая жизнь страны снова вернется к прежнему напряженному темпу.
Сбой с «Росгосстрахом», похоже, стал первой демонстрацией новой системы отношений между спецслужбами и бизнесом, которая выстраивается с осени прошлого года. Системы, при которой спецслужбам отводится роль агента бизнеса во враждебном или конкурентном окружении, а первую скрипку будет играть Служба экономической безопасности ФСБ.
Но в новых обстоятельствах возникает сложная менеджерская проблема. Если спецслужбы с ведома государства превращаются в инструмент бизнеса, то не очень понятно, как будут строиться отношения заказчика-исполнителя.
В советские времена система отношений между спецслужбами и промышленностью была, как и все в СССР, централизована. Всегда существовал какой-нибудь комитет или комиссия, который собирал заявки на промышленный шпионаж от предприятий и передавал их шпионам.
В российские времена она частично сохранилась – и сегодня есть Военно-промышленная комиссия при правительстве, в состав которой входят замдиректора Службы внешней разведки и замдиректора ФСБ. У этой системы есть один плюс — спецслужбы не контактируют напрямую с бизнесом и остаются под контролем государства. Но у нее есть и минусы — она всегда будет запаздывать. Невозможно предсказать заранее кризис между акционерами нефтяной компании и к его началу найти там шпионов.
Между тем, в путинский период появилась и альтернативная система связи спецслужб и бизнеса, более простая и мобильная. Эта система была создана внутри Службы экономической безопасности ФСБ, где с 1999 года есть три управления: по контрразведывательному обеспечению объектов промышленности, транспорта и кредитно-финансовой сферы. И если слово «контрразведывательное» за эти годы все больше уходило в тень, то «обеспечение» приобретало новый вес. Сотрудники этих управлений напрямую контактируют с корпорациями, которые они призваны «обеспечивать».
У этой схемы есть все шансы на успех: спецслужба сможет оперативно реагировать на запросы избранных корпораций (например, сбить цену на компанию перед ее покупкой, обнаружив там шпионов), а у тех есть ресурсы, чтобы столь же оперативно стимулировать полезных сотрудников органов.
Правда, в этом случае придется забыть об интересах общества да и самого государства. Но, кажется, в Кремле готовы пойти на такую жертву ради обладания столь эффективным орудием конкурентной борьбы.