Третья угроза для Британии
Накануне встречи Дмитрия Медведева и Гордона Брауна в Японии The Times опубликовала статью, в которой от лица британских спецслужб утверждается, что Россия представляет третью по опасности угрозу для Великобритании после «Аль-Каеды» и Ирана. Опасность, которая исходит от России, заключается не в растущем десанте русских олигархов или использовании Сити для отмывания русских миллиардов, а в том, что русские спецслужбы наводнили территорию Великобритании своими агентами.
Так случилось, что полтора месяца назад, готовя материал для «Новой газеты» о том, почему британцы так толерантны к присутствию русской мафии в Англии, я встречался в Лондоне с оперативником MI5, отвечающим за борьбу с русским шпионажем. Встреча была организована в полном соответствии со шпионским антуражем — в каком-то отеле, куда вели, не давая запомнить дорогу, и где запрещено пользоваться мобильным.
Нервный британский опер сразу же заявил мне, что сейчас значительные ресурсы MI5 тратятся на контрразведку из-за России, поскольку уровень шпионажа со стороны российских спецслужб признан неприемлемым. На что я, естественно, спросил:
— А что, шпионов в российском посольстве стало больше?
— Проблема не в том, что шпионов становится больше, а в том, что их число не снижается, — последовал ответ.
То есть нельзя сказать, что за последнее время количество русских шпионов в Англии увеличилось.
Кстати, это далеко не первый сигнал от MI5 о росте шпионажа со стороны наших разведок: в 2004 году там заявляли, что число агентов российской разведки в Великобритании достигло уровня времен «холодной войны». А в 2005 году был опубликован специальный доклад MI5, в котором утверждалось, что 30 российских дипломатов из посольства РФ занимаются разведывательной деятельностью. Так что тенденция явно не новая.
Так почему же именно сейчас британская контрразведка решила снова поднять вопрос о русских шпионах, «наводнивших» Британию?
Прежде всего, не стоит забывать о банальной заинтересованности в увеличении бюджета, что присуще каждому ведомству. Стоит учитывать, что после июльских терактов 2005 года штат MI5 расширили почти в два раза и сейчас половина личного состава контрразведки имеет стаж работы не больше 18 месяцев. Вместе с увеличением штата в МI5 появилось много неопытных сотрудников. Кроме того, среднее звено ушло из контрразведки в созданную два года назад новую спецслужбу SOCA (отвечает за борьбу с оргпреступностью), где зарплаты существенно выше. Очевидно, что у MI5 есть прямой интерес привлечь к себе внимание.
Однако у меня есть большие сомнения, что MI5 может организовать утечку подобной информации в The Times, не согласовав ее с Гордоном Брауном.
Британские и российские спецслужбы уже два года играют в шахматную партию, которую англичане пока явно проигрывают. На кону кроме прочего интересы Газпрома в Великобритании и British Petroleum в России.
В этой игре британцы сразу поставили себя в невыгодное положение. Еще год назад, вырабатывая позицию по делу Литвиненко, они решили ограничиться лишь политическими заявлениями и не впутывать в это дело военные и бизнес-интересы. В результате все гневные заявления британцев в адрес Кремля действительно касались только политики — критика за невыдачу Лугового, роспуск двусторонней комиссии по борьбе с терроризмом (которая и так была фикцией, поскольку собиралась реже раза в год), взаимная высылка дипломатов.
Кроме того, британцы решили не только не выходить за рамки политики, но и ограничить себя в методах — то есть не переходить от слов к делу. Последний шпионский скандал между двумя странами, поднятый по инициативе британцев, случился в ноябре прошлого года, когда по обвинению в шпионаже в пользу России был арестован курсант в Лидсе. Однако на самом деле это была чистой воды провокация: курсант послал письмо с предложением в российское посольство, письмо перехватили сотрудники MI5, назначили ему встречу в «Старбаксе» под видом русских агентов, задокументировали передачу денег и посадили на несколько месяцев. Очевидно, что российская разведка от этой операции никак не пострадала.
Проблема в том, что российские спецслужбы, в отличие от британских, не стали стеснять себя такими ограничениями. Они сразу перешли от слов к делу, прикрыв деятельность Британского совета и заявившись в офис ТНК-BP.
Такое впечатление, что на самом деле британцев волнуют не действия русских шпионов внутри Великобритании, а действия ФСБ в России в отношении BP. Не случайно единственная новая информация, которая содержится в статье The Times, касается не числа агентов или фамилий шпионов (ничего этого в материале нет), а того, что теперь в качестве шпионящих в Британии организаций называются не две службы, как раньше (то есть ГРУ и СВР), а три — включая Федеральную службу безопасности. Получается, что впервые британцы почти официально объявили враждебной своим интересам как раз ту спецслужбу, сотрудники которой и заявились в офис в ТНК-BP.