Еще Польска не сгинела
Тегеран тем временем провёл испытания 9 баллистических ракет, включая «Шихаб-3», способную доставить боеголовку до Тель-Авива или городов юга Европы, о чём муллы и заявили. Иран ведет работу по производству баллистических ракет еще большей дальности. Через несколько лет ракетный арсенал Исламской республики будет в состоянии покрыть всю Европу, включая Россию, а возможно, и Соединенные Штаты.
Но размещение батареи ПРО в Польше находится на грани срыва из-за расхождения интересов на разных сторонах Атлантики. Теперь только мощные дипломатические усилия со стороны Варшавы и Вашингтона могут спасти сделку, а также отношения между двумя странами.
Все могло быть по-другому. В ходе второго президентского срока Буша США хотели укрепить взаимоотношения с Европой в области безопасности, разместив там системы противоракетной обороны, в то время как Польша хотела стать привилегированным партнером НАТО для Вашингтона. Варшаве необходимо модернизировать свою армию, и она была готова стать краеугольным камнем в системе развертывания сил США и НАТО, укрепляя свои оборонные позиции против традиционного соперника Польши — России.
Это могло произойти в эпоху правления братьев Качиньских и Дона Рамсфельда, когда Пентагон напористо продвигал политику преобразования вооруженных сил США, которая включает в себя противоракетную оборону. Сейчас же различные внешнеполитические интересы в США и Польше затрудняют достижение консенсуса между двумя странами.
Эпоха пребывания у власти тандема Буша-Чейни заканчивается, и это обычно не лучший период для серьезных прорывов в области внешней политики. В Бухаресте европейские союзники Америки серьезно разочаровали Джорджа Буша, когда выступили против планов по вхождению в НАТО Украины и Грузии. Перспективы столь желанного заключения мира на Ближнем Востоке между Израилем и Палестинской администрацией Абу Мазена смутны как никогда. Пакистан становится все более неудобным союзником для США. А теперь Буш получил от Варшавы еще одну дипломатическую «оплеуху».
Белый дом, Кондолиза Райс во главе Госдепа США и Роберт Гейтс в Пентагоне обозначили свои внешнеполитические приоритеты — это Ирак, Иран, Афганистан, Северная Корея, арабо-израильский конфликт. Противоракетная оборона отходит на второй план.
В то время как многие считают, что размещение ракет не состоялось из-за того, что Польша потребовала за это слишком большую цену, в реальности все обстоит не так. Премьер-министр Дональд Туск прав: дело не в деньгах и даже не в ракетах «Пaтриот» и не в противоракетных комплексах THAAD, которые Польша запросила у Пентагона в качестве «пакетной сделки» — и которые Вашингтон не готов подарить Варшаве.
Руководство
Польши решило, что отношения с Европой для него ценнее, чем отношения с
уходящей администрацией Буша. Европейский Союз, который неодобрительно
относится к росту военной мощи США, включая ПРО, выплачивает Польше каждый год миллиарды
долларов в качестве субвенций. Премьер-министр Туск после конфликтов эпохи
Качиньского восстанавливает отношения с Берлином и Парижем, которым не нравятся
планы по размещению ракет. По мнению высокопоставленных источников в Варшаве,
карьерные амбиции польских лидеров также могли сыграть свою роль при выработке
непреклонной позиции нынешнего правительства по отношению к сделке.
Что же будет
теперь? Администрация Буша может подсластить пилюлю, предоставив Польше хотя бы
часть той техники, которую просило правительство Туска. Но она не сможет
предоставить Польше миллиардную военную помощь, как это было в случае с
Пакистаном и Египтом, о чем говорил министр иностранных дел Богдан Клич.
Во-первых, было бы унижением сравнивать Польшу с Пакистаном и Египтом, где доходы на душу населения одни из самых низких на планете, а уровень неграмотности один из самых высоких. Польша хотела бы побороться с Италией и даже может быть с Великобританией за место ключевого европейского союзника США.
Во-вторых, Египет и Пакистан — опорные страны в самых нестабильных регионах мира, на Ближнем Востоке, в Средней Азии и на Индийском полуострове. Пакистан сражается с «Аль-Каедой» на своей территории и является плацдармом для ведения войны в Афганистане для США и НАТО.
В-третьих, у США — гора долгов, и усилия державы слишком распылены по миру. Внешний долг США составляет 7 триллионов долларов, а внутренний долг, включая ипотечное кредитование и кредитование частного сектора, составляет ошеломляющую сумму в 35 триллионов долларов — это почти 300% ВВП. США были бы готовы поставить Польше современные системы вооружения и обучить военных, как ими пользоваться, но не станут платить за это.
Угрозы со стороны России могли запугать Польшу и заставить её не давать согласия на размещение батареи ПРО, но если она не пойдет на компромисс, Литва и Хорватия могут разместить ракетные системы на своей территории.
Eсли Варшава все-таки серьезно относится к вопросу размещения на своей территории систем противоракетной обороны и хочет получить доступ к американскому военному ноу-хау, компромисс может быть найден и в оставшийся срок правления администрации Буша. Однако для этого остается все меньше времени.
Если сделка не будет заключена до ноябрьских президентских выборов в США, на дальнейшее загадывать затруднительно. Если выиграет Барак Обама, то на системе ПРО может быть поставлен крест. Збигнев Бжезинский, наставник Обамы в области внешней политики и в свое время советник Джимми Картера по национальной безопасности, заявил, что предложенная система ПРО неработоспособна и забракована европейцами, а угрозы со стороны Ирана не существует.
С другой стороны, в случае победы Джона Маккейна инициатива ПРО, скорее всего, останется в живых и его администрация может постучаться в дверь поляков в 2009 году.
Это правда, что у стран нет постоянных друзей, а есть только постоянные интересы, но иногда казалось, что США и Польша — счастливое исключение из этого правила. Тем не менее, Варшаве следует помнить, что география остается неизменной и пятьсот лет русско-польских отношений не исчезнут в одночасье.
Многие поляки сегодня гордятся обретенной их страной уверенности в себе и тем, что Польша может сказать «не позволям» даже Америке. А Вашингтоне те, кто помнит движение Солидарности и холодную войну, размышляют, может ли быть сохранена дружба с Польшей.
Мир, сложившийся после холодной войны, уходит в прошлое. Добро пожаловать в двадцать первый век.
Ариэль Коэн, Ph.D., ведущий эксперт Фонда "Наследие"