КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПустые слова

25 АПРЕЛЯ 2005 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Kremlin.ru

Хорошо понимаю думцев, которые едва могли скрыть раздражение, когда администрация президента неожиданно сообщила, что парламентарии в субботу не смогут покинуть столицу. Потому что в понедельник 25 апреля глава государства намерен выступить с ежегодным обращением к Федеральному собранию. В самом деле, пришлось сдавать заранее купленные билеты и откладывать на целый день долгожданные весенние каникулы (думцы называют их «работой в округах»). И ради чего, спрашивается! Всего лишь ради того, чтобы в очередной раз битый час слушать округлые обкатанные фразы, которые только затем и произносятся, чтобы не значить ровным счетом ничего.

Только ветераны политической журналистики смогут припомнить, сколь важным событием было оглашение президентского послания в ельцинские времена. Противостоявшие друг другу политические группировки боролись за каждую формулировку этого документа. Чтобы застолбить свою позицию, разработчики допускали многочисленные «утечки» в СМИ. Все это происходило потому, что Кремль считал необходимым, чтобы политики, бизнесмены, а с ними весь прочий народ ознакомились с целями власти, а заодно и со средствами, которые она намерена использовать для их достижения.

У кремлевских спичрайтеров, унаследованных нынешним президентам от Ельцина, теперь другая работа. Они всякий раз должны дать внятный ответ на вопрос «о чем говорить, когда говорить не о чем». И дело здесь не в том, что Путин не знает, куда он ведет страну – за пять лет курс своего рода авторитарной модернизации стал более или менее понятен. Штука в том, что нет ничего более противоречащего путинскому методу управления страной, чем гласное и откровенное заявление о целях и задачах власти на ближайший год. В силу специфического образования и жизненного опыта Владимир Путин уверен, что эффективна только та политика, которая реализуется тайно. А все, что заявляется открыто, – это чаще всего обман, дезинформация. «Я не смотрю на те заявления, которые делают наши партнеры для прессы. Я опираюсь на ту информацию, которая появляется в ходе наших личных дискуссий», - вполне всерьез заявил Путин несколько дней назад.

При таком подходе глава государства, который прилюдно рассказывает о том, что он намечает сделать в ближайшее время, уподобляется генералу, сообщающему всем желающим план военной операции. Подобной глупости Путин В.В. не допустит никогда. Правительство, политики, руководители телеканалов – все получают ясные конфиденциальные приказы из Кремля и, стало быть, не нуждаются в директивном выступлении. А оппонентам власти вообще незачем знать, что эта власть задумала. При таком подходе обращение к Федеральному собранию – не более чем ловко составленная дезинформация. Ее цель – обмануть и дезорганизовать противника. Пять предыдущих посланий представляли собой разумные, в основном либеральные документы, которые выделяли вполне достойные приоритеты развития страны. Но к деятельности власти они не имели ровно никакого отношения. Все свелось к обманкам. К примеру, в мае 2003-го Путин объявил важнейшим общенациональным приоритетом модернизацию Вооруженных Сил, а через шесть месяцев согласился с министром обороны, доложившим, что реформа армии в целом завершена. Президент объявлял войну чиновничьему произволу, а потом отдавал на разграбление ЮКОС, требовал разгромить террористов, но запрещал гласное расследование провалов спецслужб.

Так что, что бы ни заявил президент сегодня (а источники в Кремле упорно твердят о «сенсации»), можно уверенно сказать, к реальности это не будет иметь никакого отношения.
Версия для печати