КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПузырь как имя России

24 ИЮЛЯ 2008 г. ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
geo ru

Какая все-таки гадость — эта ваша заливная рыба! Затевая проект «Имя России», Александр Любимов сразу заложил в него подлянку: каждый интернет-пользователь может голосовать неограниченное количество раз. Отсюда два очевидных следствия. Первое: результат напрямую зависит от числа и энергии энтузиастов, готовых кликать и кликать мышкой ради чувства глубокого идеологического удовлетворения. Второе: организаторам акции глубоко безразлично, что на самом деле думают люди. Дали свистульку вроде «тещиного языка» и валяй — кто громче пискнет. Типа, чем бы дитя ни тешилось… Как говорил классический оппортунист Бернштейн (или как бишь его?), «цель ничто, движение все».

Может, он и еще что-то говорил, но в нашей изуродованной социальной памяти не осталось ничего, кроме этой фразы, за которую его громил миллионными тиражами всегда правый Владимир Ильич. Запустил старик невод в глубины этой социальной памяти — и вытащил кучу травы морской. А что, собственно, там еще могло быть? Нет, ну конечно, еще три золотые рыбки: Сталин, Ленин и Николай (до недавнего времени «Кровавый»).

И черт бы с ними, но когда в соревновании интернет-активистов стал выигрывать Сталин, организаторы струхнули. Свистулька зазвучала как-то неполиткорректно. Пришлось на ходу вносить коррективы в народное волеизъявление. Голосование притормозили, а потом в сети всплыли сплоченные шеренги фанатов государя Николая Александровича. Что не в пример полнее отвечает нынешней версии державничества и вертикалестроения.

Смышленые молодые люди из интернет-сообщества (не все же там безумцы) поставили эксперимент: многократно кликали и за Сталина, и за Николая. На счетчике николаевские голоса прирастали, сталинские же стояли на месте. Да кто бы сомневался. Как вряд ли можно сомневаться в том, что незадолго до того аналогичным образом (правда, не сверху, а снизу) шел фальсификат в пользу Отца народов. Есть такая порода бойцов при компьютере, у которых одна в жизни радость — возвысить оболганное либералами имя (коли уж с делом не выходит) И.В. Сталина.

Например, баба Галя из Канады, известный персонаж форума газеты «Завтра». Ну уехала мадам с семьей сына в капиталистический ад, неплохо устроилась, живет-поживает, добра наживает. Но душа-то советская болит. Жаждет отмщения за попранные идеалы.

И вот — допускаю — раз за разом гонит она своего старика (компьютер, купленный на канадские буржуазные доллары) к интернет-морю, чтобы вытащил неводом еще десяток (или сотню?) голосов за Вождя. За ее счастливое детство.

Сколько их, благодаря проклятой либерализации приобщившихся к информационным сетям и научившихся голосовать, не опасаясь, что в дверь постучат! Голосовать научились, а уважать смысл голосования — нет. Поэтому давят и давят на мышиную педаль, наполняя интернет-пространство классовой ненавистью.

Вот, вам, суки! Вот! Вот! Вот! Врешь, не возьмешь! За Родину, за Сталина — грудью на клавиатуру!

Тем более пулемета в ней нет.

Эту песню не задушишь, не убьешь. Да и не надо. Люди лечат свои фантомные боли самым безобидным и естественным для двадцать первого века способом. В полном соответствии с установленными г-ном Любимовым правилами. С помощью флэш-моба, многократного клика или по-пролетарски простой программной примочки. Их реакция по-своему оправдана и даже социологически интересна — как интересно было поведение целых русских деревень в канун крушения царской России, когда крестьянки массами впадали в грех кликушества. Как небезынтересно проанализировать организацию интернет-голосования за Диму Билана — с чисто познавательной точки зрения.

Но не о том речь. Речь о правилах, которые установлены сверху. В них отражаются три свойства постсоветской элиты. Во-первых, презрение к народу и к стране. Во-вторых, презрение к правде. В-третьих, тщательно скрытое презрение к самим себе, прикрытое торжествующей наглостью.

Все, что им требуется — пиар. Ну и строка в бюджете, само собой.

Если бы организаторов акции всерьез интересовало мнение интернет-народа и та ботва морская, которая полощется в людских мозгах, ничего не было бы проще, чем выбрать стандартную процедуру голосования — один голос с одного компьютера. Но тогда явка на псевдо-выборах оказалась бы в разы ниже. Кампания смотрелась бы жидковато. Ведь большинство вменяемых людей, вне зависимости от политических пристрастий, играть в подобные игрушки не станет.

Стало быть, нехай голосуют до изнеможения. Для пущей массовости. При изначально заданной неадекватности итога. Или, если угодно, наоборот: при выбранном подходе единственным адекватным итогом только и мог стать Ленин-Сталин. В общественном мнении нет иного сектора, где жажда виртуального реванша раскалена до такого градуса. Легко было предвидеть, что с этого фланга и рванет кипящая лава повторных голосований и прочих интернет-прибамбасов.

Ну не от сторонников же Пушкина с Ломоносовым.

Если бы затеявшие эту игрушку элитные джентльмены уважали хотя бы себя, они бы честно довели дело до конца, не нарушая собственных правил. Тогда результат можно было бы хоть как-то интерпретировать.

Выскочил Сталин? Ну и замечательно. Прими как эмпирическую данность: к такому вот итогу приходит разобиженное интернет-дитя, если позволить ему тешиться в соответствии с выше указанными правилами. Или, если тебя все-таки интересует правда, попроси своих компьютерщиков сосчитать реальное количество голосовавших адресов и внеси поправки — с извинениями за раздутый объем мероприятия.

Технически — вообще не проблема. А вот политически…

Или — извините за такое слово — нравственно…

Любимов, кстати, уже заявил, что в стане интернет-сталинистов выявлено 22 спамера. А как насчет стана угодников Николая Александровича? А как насчет извинений за накрученный объем? За компостирование мозгов?

В том-то и прелесть их игры, что правила можно и даже нужно забывать. Чисто по-сталински — в соответствии с переменой генеральной линии. Этакий королевский крокей, воспетый еще одним невольным участником процесса — Владимиром Высоцким.

Поучительное зрелище — наблюдать, как начальство, упершись рогом в стенку, начинает вилять умищем. Здесь как раз налицо новизна по сравнению с классической эпохой. Сталин, почуяв, что очередной его бессмертный проект в тупике, непринужденно разворачивался на 180 градусов, не забыв расстрелять тех, кто остался за спиной. Прочие молчали, аплодировали и — забывали. Забыть — значило выжить. Помнить — значило умереть.

В результате страна была полна вредителей, саботажников и врагов, а Вождь и ведомая им Партия всегда оставались правы и уверенно двигались вперед. От победы к победе. Единственно верным путем.

Многие носители этого мышления до сих пор двигаются. Что характерно, каждый по своей личной траектории. Которая, тем не менее, остается единственно верной. Загадка! У одних Сталин интернационалист, у других борец с сионским игом, у третьих твердый коммунист-ленинец, у четвертых тайный христианин, спасающий Россию от большевистской шоблы…

Для полной и окончательной победы им ничего не надо, кроме твердой веры и короткой, как хвост у бабы Гали, памяти. Исполать им, покорителям виртуальных вершин.

У России же реальная проблема в том, что нынешним хозяевам вертикали расстреливать слабо, а без этого ампутация социальной памяти проходит недостаточно чисто и глубоко. Приходится одну ложь прикрывать другой, удлиняющийся шлейф не забытого вовремя вранья волочится за спиной и мешает народу подниматься с колен.

Мы — уж извините — помним. И поэтому понимаем, как оно делается.

Голосование, с точки зрения воспитательницы детского сада, дало неверный ответ? Директор ругается, не хочет давать наверх плохую сводку? Не извольте беспокоиться, сейчас переделаем. Несмышленыши даже и не заметят! Кстати, товарищ директор, помните, мы Вас предупреждали — нельзя им позволять свободно голосовать. Ведь черт знает что натворят! Руки-ноги друг другу поотрывают. Вот видите — Усатый вылез. А по техзаданию никак ему нельзя быть выше второй-третьей позиции. Ведь опять про этот случай раструбят по Би-Би-Си! Мол, путинизм ведет к реставрации сталинизма и прочая циничная клевета… Сволочи!

И еще, по чести позвольте сказать, товарищ директор: без нас, опытных воспитателей, ох, трудненько Вам будет. Смеем предположить, даже невозможно. Кто, ежели не мы, воспитатели, общественное мнение и историю государства Российского подкрасит как надо, подлакирует — чтоб блестело, как икона шестнадцатого века у Церетели. Или даже лучше. Мы ж профессионалы. Раз-два — и готово. Нынче время такое — без профессионалов никуда. А вот, кстати, и счетец. За услуги-с…

Самое точное слово для всей этой истории — имитация. Имитация профессионализма. Имитация голосования. Имитация добросовестности. Имитация истории, имитация государства, имитация свободы. Даже сталинизма — и то имитация.

Не правда им нужна, а оправдание. В этом отношении они ничем, кроме счета в банке, не отличаются от несчастных интернет-пенсионеров и интернет-пионеров, которые елозят по клавиатуре, заматывая кровавую правду и пестуя хранящийся в их воображении образ государыни-рыбки, родного Иосифа Виссарионыча. Те врут от энтузиазма, эти — за деньги. Разница, в сущности, пустяковая. Общим остается пресмыкательство перед пузырем. У сталинистов — голодное и искреннее, замешанное на с детства вбитом восторге перед белым кителем. У этих — сытое, бархатистое, рационально осознанное.

Те бескорыстно оправдывают вчерашнего Сталина, эти корыстно — сегодняшнюю власть. И себя во власти. Сталин им для этого тоже очень даже годится — но в дрессированном виде. Как инструмент для манипуляций общественным мнением. Ручной такой, на серебряной цепочке.

Поскольку заливают и те, и другие, остается повторить: какая все-таки гадость — эта ваша золотая рыбка.

Что останется в сухом остатке? Организаторы шоу, исходя из тезиса о короткой народной памяти, рассчитывают, что останется Николай. И вслед за ним Сталин. Откуда легко можно будет вывести соображение о тоске русского человека по сильной руке и централизованному государству. Оно, может, и так, тоска, может, и в самом деле присутствует. Да только итоги голосования настолько скомпрометированы, что рассматривать их как серьезный довод уже невозможно.

Поэтому останется ощущение не совсем чистого пузыря. Который раздут искусственно, а лопнет естественно. Это ощущение со временем будет только усиливаться. Врут с интернет-голосованием, врут с местными и федеральными выборами, врут с международными успехами, врут с вертикалью, врут с наведением порядка в Чечне и по всей России.

Дискредитаторы. Наплевать им и на народ, и на Историю, и на Государя-императора вместе с Генеральным секретарем. Из неплохой идеи устроили скачки ведьм на Лысой горе. За баблом.

Хорошо бы все это забыть — в соответствии с правилами. Да не получается.

Поэтому в перспективе у России либо постепенное превращение вертикали в анекдот — когда хвост брехни отрастет до брежневской длины, либо (если у них хватит отчаяния и подлости) еще одна попытка топором абортировать социальную память.

Первый вариант более вероятен. Но и второй не следует исключать.

Обсудить "Пузырь как имя России" на форуме
Версия для печати