Россия — США: война за «мирный атом»
На прошлой неделе комитет по иностранным делам палаты представителей принял закон об ограничениях, препятствующих утверждению Конгрессом договора о мирном ядерном сотрудничестве (также называемом 123) между США и РФ. Напомню, что это соглашение было подписано в Москве 6 мая 2008 года послом Бернсом и главой Росатома Сергеем Кириенко. Президент Буш де-факто выполнил обещание, данное президенту Путину, но де-юре реализация этого договора остается, как минимум, под вопросом, а как максимум, может быть благополучно похоронена.
Дело в том, что и республиканцы, и демократы в палате представителей окружили «ядерное сотрудничество между Вашингтоном и Москвой» такими условиями, выполнить которые Джорджу Бушу будет практически невозможно. Если, конечно, глава Белого дома не решится заверить Конгресс в том, в чем он, мягко говоря, и сам не уверен.
Исходя из текста резолюции, «президент должен гарантировать Конгрессу, что правительство России не поставляет Ирану товары, услуги или технологии, способствующие развитию ядерной, химической и биологической военным программам, равно как и программе развития баллистических ракетных технологий; также не имело место сотрудничество Российского правительства или частных компаний с Ираном в течение последних 12 месяцев (опять необходима президентская гарантия); что Российское правительство предприняло эффективные меры для предотвращения передачи товаров, услуг и технологий, обозначенных выше; что Россия в полной мере сотрудничает с США в усилиях, направленных на применение санкций против Ирана».
Москва же все последнее время уверяет Вашингтон в том, что никакого «сомнительного» сотрудничества с Тегераном она не планирует. Это следует как из публичных заявлений представителей администрации Белого дома (замгоссекретаря США Вильяма Бернса), так и из информации, полученной конгрессменами на закрытых встречах с ними.
"Создается впечатление, что Москва пытается убедить Вашингтон, что больше в игры с Тегераном она не играет", — на условиях анонимности заявил мне источник, близкий к Пентагону.
Думаю, что слухи о том, что Кремль понял, что доигрался, используя Тегеран в качестве противовеса США и, частично, ЕС, сильно преувеличены. За день до принятия резолюции в палате представителей израильская газета «Джерусалем Пост» и агентство «Рейтер» со ссылкой на представителя министерства обороны Израиля опубликовали информацию о готовности Кремля поставить Ирану комплексы ПВО С-300 к концу этого года.
Даже если считать, что эти данные — обычная для Кремля «пугалка» для Запада, коих было достаточно в последнее время, Москва уже продала Ирану ракеты ТОР 1М класса «земля-воздух», способные усложнить проведение военной операции против Тегерана в случае необходимости. Как известно, к этим ракетам также прилагаются российские военные эксперты, которые должны научить иранцев пользоваться этим оружием.
Более того, по данным, полученным мной из источника, близкого к разведсообществу США, «российские компании давно используют Кипр для проведения теневых финансовых операций с иранцами». Впрочем, сославшись на секретность, этот источник отказался назвать кипрские банки и имена российских компаний, участвующих в этих операциях. Он лишь отметил, что «платежи идут в обе стороны, включая взятки и, возможно, оплату Ираном продаж РФ технологий двойного назначения». Эти данные не подтвердил, но и не опроверг высокопоставленный чиновник администрации, имеющий непосредственное отношение к разведслужбам. Отвечая на мой вопрос, знает ли он о контактах России и Ирана, идущих через Кипр, чиновник тактично заявил: «Мы смотрим за происходящим по всему миру». Можно, конечно, не верить этой информации и считать, что меня сознательно ввели заблуждение или что я сам придумал все это, сидя на диване и размышляя о будущем тегеранского карлика и ядерных отношений между США и Россией.
Давайте тогда посмотрим на историю продажи оружия России Ирану, начиная с середины 90-х годов. «Согласно данным Стокгольмского международного исследовательского института мира с 1995 по 2005 год более 70% иранского импорта вооружений приходилось на Россию. Весной 1995 года правительство России подписало закрытое соглашение с правительством США, в котором оно отказывалось от военных поставок Ирану в обмен на поддержку Вашингтоном предстоящих выборов в РФ. Вашингтон, в свою очередь, взял обязательства не вводить санкции в отношении российских компаний, сотрудничавших с Тегераном». Об этом в своем отчете «Поставки российского оружия Ирану: почему они вряд ли закончатся» в декабре 2006 года написала Алла Касьянова, тогда бывший сотрудник Томского государственного университета, а ныне профессор Стэнфордского университета в Калифорнии.
В ноябре 2000 года, пишет госпожа Касьянова, президент Путин аннулировал этот договор, и Россия вновь начала продавать оружие в Иран. В 2001 году Москва и Тегеран подписали соглашение о военном и техническом сотрудничестве. Россия вначале продала Ирану вертолеты и 300 БТР на сумму около 150 млн долларов, а затем, в 2005 году, заключила контракт на поставку системы ПВО в размере от 700 до 900 млн долларов.
Кроме недавних обещаний российского руководства о жестком контроле за работой своих компаний в Иране, на которые ссылается администрация в Вашингтоне, у Белого дома нет никаких доказательств того, что Москва или ее компании, напрямую или через третьи страны, не передавали технологии двойного назначения или не поставляли вооружение Тегерану в течение последнего года.
Практически полное отсутствие доверия между США и Россией, равно как и последние шаги Кремля (трижды настоявшего на мягких резолюциях СБ ООН против Ирана, продавшего оружие Сирии (передавшей его «Хезболле»), взявшего обратно свое обещание голосовать за санкции против Роберта Мугабе) справедливо не дает возможности конгрессменам поверить в искренность российского руководства.
Сенат США, впрочем, может не согласиться с позицией палаты представителей по договору 123 между Вашингтоном и Москвой. Однако никакого облегчения администрации это не принесет, так как решение сенаторов ни в коей мере не отменяет резолюцию, принятую палатой представителей. С большой долей уверенности можно сказать, что разбираться с ядерным сотрудничеством между Кремлем и Белым домом предстоит следующей администрации США. Чем резче и реактивнее Кремль будет реагировать на размещение внушающей ему «ужас» системы ПРО в Европе, чем чаще российские лидеры будут встречаться с подобным себе Уго Чавесом и наращивать продажи оружия его режиму или сливать информацию о поставках ракет Ирану, тем больше вероятность, что никакого тесного ядерного партнерства между США и Россией не будет.