Без «ножек Буша»
И всякий раз, получив от ворот поворот, российские власти начинали новые раунды переговоров, искали компромиссы, утешая публику уверениями, что ждать осталось недолго. Так продолжалось до минувшего понедельника, когда на заседании президиума правительства ответственный за переговоры о вступлении России в ВТО первый вице-премьер Игорь Шувалов вынужден был признать: «С сожалением отмечаю, что мы не видим в ближайшее время перспектив, чтобы стать членом этой уважаемой организации», и тут же предложил выйти из ряда соглашений, подписанных в рамках переговоров, вернувшись к их выполнению уже после того, как вступление в ВТО состоится. Своего заместителя поддержал и премьер Владимир Путин, что сделало денонсацию упомянутых соглашений вопросом решенным.
Можно сколько угодно утешать себя разглагольствованиями о глубочайшем кризисе, в котором пребывает все последние годы ВТО, не способная снять разногласия между развитыми и развивающимися странами, можно доказывать, что мир стоит на пороге новой эры протекционизма во внешней торговле, но суть от этого не меняется: членство в Организации России светит не больше, чем отмена поправки Джексона-Вэника, действующей с 1974 года. Поэтому выход из соглашений, которые наносят ущерб отечественной экономике, выглядит вполне оправданным. Вопрос в том, какие именно соглашения российские власти собираются денонсировать и действительно ли они лежат тем самым бременем на экономике, о котором говорил премьер.
Конкретизировать, какие договоренности будут пересмотрены, никто из чиновников пока не стал, разве что замминистра экономического развития Максим Медведков упомянул, что речь в первую очередь пойдет о сельскохозяйственной продукции. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы уловить намек на пресловутые «ножки Буша», которые регулярно подвергались гонениям в России при возникновении тех или иных торговых разногласий с США. Кроме того, можно предположить, что польским и прибалтийским фермерам аукнутся зажигательные речи их лидеров на митинге в Тбилиси и американские противоракеты у границ России. Да и на пути украинских продуктов (а заодно и стали) возникнут новые препоны по пути в Россию.
И если гадать, кто выиграл, а кто проиграл бы от вступления в ВТО, сегодня бессмысленно, то в перечисленных случаях все достаточно просто, благо все это мы уже не раз проходили. В России давно уже сложилось сельскохозяйственное лобби, благодаря которому страна стремится не только в энергетические, но и в аграрные сверхдержавы. Но есть и более мелкие «мясное лобби» и «зерновое лобби». Они, безусловно, выигрывают. В проигрыше же не американские или польские фермеры — что нам до них, — а все мы, потребители. Поскольку ограничения на импорт продуктов питания, как правило, приводит к их подорожанию. И наметившееся было снижение потребительской инфляции может обернуться новым ее витком.