Уходящая администрация уходящему президенту
Сегодня можно говорить, что кризис был предопределен причинами внутреннего порядка, но катализатором стала внешнеполитическая повестка: российско-грузинское обострение, наращивание натовских сил в черноморской акватории и назначенный на 5 сентября визит в Киев вице-президента США Ричарда Чейни. Внутренний порядок был таков, что чисто арифметически коалиция обретала устойчивость лишь с вхождением туда фракции Януковича. И каждая из сторон, имея это в виду, так или иначе предполагала нечто подобное и играла на опережение. До сих пор мяч был на стороне БЮТ, и неудивительно, что БЮТ сыграл свою игру, хоть и парадоксальным образом. Но те, кто привык к стремительным кульбитам Тимошенко, давно не удивляются.
Предыстория такова: БЮТ регулярно оповещал общественность, что пропрезидентская фракция (НУНС) и Секретариат президента (СП) ведут переговоры с регионалами и находятся в шаге от «предательства демократических идеалов». В принципе психологически это было понятно, и мало кто сомневался, что переговоры в том или ином формате действительно идут. В какой-то момент СП попытался перехватить инициативу, и на пике грузинского кризиса прозвучали обвинения в адрес Тимошенко: премьер-министра обвинили в предательстве интересов государства, в прокремлевском заговоре etc. Со стороны премьера последовала реакция, относительно вялая, — теперь понятно, что Тимошенко готовила удар в парламенте и ждала начала сессии. И наконец в первые дни сентября Верховная рада де-факто получила другую, устойчивую и чрезвычайно продуктивную коалицию: заодно с регионалами голосовали не депутаты от НУНС, а совсем наоборот — бютовцы. В итоге парламент принял рекордное количество законов, а затем еще и продемонстрировал, как легко и играючи — подавляющим числом голосов — способен преодолеть вето президента.
Главным пакетом, безусловно, стали принятые бютовцами и регионалами положения, ограничивающие полномочия президента и его контроль над внешнеполитическим блоком и силовиками. С одной стороны, к этому шло и внутренняя логика диктовала такой поворот событий. Однако в ситуации внешнеполитического обострения, когда пресловутая украинская «многовекторность» стараниями президента рисковала обернуться в одну сторону, тимошенковский «переворот» оказался как никогда кстати.
И вряд ли такой «переворот» следует понимать как «прокремлевский», хотя противники премьера из лагеря НУНС в своей риторике непременно используют именно это определение. Фактически интересы Тимошенко и интересы партии Януковича сходятся в той самой традиционно украинской «многовекторности»: всегда помним о сильном соседе, но не более того. Кстати, дальше этого «совпадения» дружба Тимошенко и Януковича вряд ли пойдет: теперь они делят одну электоральную нишу и им странно выступать в тандеме. Так что интересное наступит потом, и неслучайно с обеих «старокоалиционных» сторон звучат призывы вернуться и бушуют взаимные разбирательства под девизом: а кто сначала вышел вон! Забавно, что голосовавшие в согласии с регионалами бютовцы теперь винят в развале коалиции нунсовцев, «предавших идеалы». Но это, опять же, внутренняя повестка дня. Здесь не исключены очередные досрочные выборы, которые окончательно закрепят сложившийся на сегодняшний день двухпартийный — регионально-бютовский — формат. Маленькая партия Ющенко в этой новой повестке если и проскочит в парламент, то в силу статистической незначительности останется в маргиналиях.
Что же до внешнеполитических раскладов и киевского визита Чейни, то сложившиеся обстоятельства таковы, что он рискует обернуться совсем не тем, чем предполагал быть. Линия Тбилиси-Киев, Саакашвили-Ющенко, создание черноморской коалиции «молодых демократий» откровенно антироссийского и проамериканского характера не сложилась: Ющенко оказался «слабым звеном». Фактически мы имеем прощальный визит «уходящей» администрации к «уходящему» президенту. Ющенко на сегодняшний день потерял не только рейтинг и электоральную поддержку, он потерял инструменты управления и политическую инициативу.