Платиновые паспорта
Население Южной Осетии — около 60 000 человек. Почти все имеют русские паспорта. Кстати, кто и почему их приказал выдавать, так до сих пор неизвестно. Называют — но никуда не вызывают — А.С. Волошина. Он, понятно, молчит — раз не спрашивают.
Как бы то ни было, осетины в отличие от многих кавказцев, живущих в Москве, скажем, за эти паспорта не платили.
Но за удовольствие раздать им эти паспорта заплатила Россия.
В течение как минимум 10 лет Ю.Осетия получала из российского бюджета около 100 млн долл. в год (в последние годы рублевый эквивалент составлял 2 500 000 000 руб.). Никакого отчета по этим деньгам, естественно, не было — впрочем, сомнений, как именно г-н Кокойты тратил деньги, тоже нет. Разумеется, на нужды своего народа — ведь народ недовольства не выказывал, верно?
Таким образом, на каждого жителя Ю.Осетии приходилось около 1500 долларов в год из российского бюджета — это примерно столько же, сколько получится, если разделить расходы российского бюджета на число граждан РФ. Разница лишь в том, что, насколько я понимаю, налогов в российский бюджет в Ю.Осетии не собирали.
Дальше была война.
Стоимость боевых действий — по официальным оценкам — около 500 млн долларов. На восстановление Ю.Осетии, по оценке Кудрина (первая прикидка), понадобится еще 500 млн долларов.
Говорят, что в дни военных действий золотовалютные запасы РФ уменьшились на 16,5 млрд долл. — в том числе это были деньги, которые ЦБ тратил на поддержание резко рухнувшего курса рубля. Впрочем, эти деньги я бы все-таки не отнес прямо на «оплату югоосетинских паспортов».
Но теперь начинается новая беда — признание Ю.Осетии.
Признала Никарагуа.
Сколько это стоило российскому бюджету, оценить трудно. Минфин надеется, что вслед за Никарагуа последуют и другие.
Вот про признание со стороны Белоруссии говорят (не враги-русофобы, а канал РБК), что А.Г. Лукашенко попросил — нет, не в обмен на признание, а «просто так» — заем в 1 млрд долл. и снижение цены на газ, что за год даст еще около 200 млн долларов.
А на очереди признание со стороны Киргизии, Таджикистана. Узбекистан и Казахстан пощадили российский бюджет — и сразу отказалась играться в признание. «Торг здесь неуместен».
Я не спрашиваю, зачем Россия выкручивает руки союзникам и выворачивает карманы себе, на глазах у всего смеющегося мира давая разным странам «освоить бюджет признания». Кому и что хотят таким образом показать и доказать?
Понять это невозможно. Остается утешаться тем, что здесь есть какой-то непонятный среднему уму дипломатически-магический ритуал…
Но любопытно посчитать.
Итак.
За 10 лет расходы на содержание Кокойты (и остального населения республики) — 1 миллиард.
Сама война + восстановление — 1 миллиард.
Но самое дорогое — признание независимости Ю.Осетии (а точнее, признание права России раздавать эту независимость кому она захочет) со стороны Никарагуа, а в проекте еще такие лидеры мирового общественного мнения, как Белоруссия, Киргизия и Таджикистан… Ну, положим на всех еще 4 миллиарда.
Итого имеем около 6 миллиардов.
Население Ю.Осетии, повторяю, — 60 000 человек.
В общем, если «планы признания» осуществятся, то за право выдать 1 (один) паспорт РФ Россия заплатит примерно по 100 000 долларов.
Нет худа без добра! Из этого следует, что, по крайней мере, Крым Россия не захватит. По тем же расценкам дать свои паспорта жителям Крыма — бюджета РФ не хватит. Ведь население Крыма 2 млн человек. А дешевле они русский паспорт брать не захотят — расчета нет. Ведь теперь такса уже твердо известна.
Это только те, кто родился в России, берут и носят российские паспорта даром. Остальные так дешево России не отдадутся.
Но у простых российских налогоплательщиков нет причин завидовать: бюджетные деньги «за паспорта Ю.Осетии» можно поискать все-таки не в карманах самих осетин, а на счетах Ортеги, московских генералов и владельцев строительных фирм, обустраивающих подмосковные фазенды Кокойты и его родственников.