По колено в Барщевском
Более или менее было понятно, что СПС, попытавшемуся чуть ли не впервые за всю свою историю переформатироваться в действительно оппозиционную партию, выжить не дадут. Но кремлевцы придумали для правых совсем унизительную и позорную смерть — объединить их с кукольными «Гражданской силой» и ДПР… Ну, то есть — до мышей… Барщевский и Богданов — дивные персонажи… Москва — город большой, и, наверное, кто-то еще подает руку этим крупным демократическим деятелям современности. Но все-таки приличные люди вряд ли. А помните, сколько гневных и едких реплик в адрес г-на Барщевского мы слышали от нового лидера СПС г-на Гозмана в ту пору, когда стараниями Владислава Суркова «Гражданская сила» появилась на свет. Появилась только затем, чтобы заместить СПС на политическом поле России… Ну ничего, стерпится — слюбится. И вот уже г-н Гозман возглавляет кремлевский проект по растворению СПС в более влиятельных и популярных демократических организациях. Правда, поговаривают, что ни Барщевского, ни Богданова в новой партии не будет, только их верные соратники, но это — пока всего лишь слухи.
А тем временем Сурков занят поисками лидера. Не простая, понятное дело, задача. Приличный человек с какой-никакой репутацией, конечно, не согласится, а ставить безвестного шаромыжника — загубить проект на берегу. А это недопустимо — надо же хотя бы на год вперед получить финансирование. Уже звучат некоторые имена и даже тройки (в том числе рассматривается вариант и коллегиального руководства). Есть там и бизнесмены, и журналисты, но я пока никого называть не буду. Просто, чтобы ненароком не оскорбить непричастного человека.
Ответ на вопрос, с чего вдруг Кремль после нескольких лет полного безразличия вдруг засуетился на правом фланге, лежит на поверхности. Ясно с чего — занервничали по поводу создаваемого объединенного демократического движения. И это, кстати, хорошо, что занервничали. Хочется верить, что поводов для беспокойства у них будет все больше и больше. Да и разрушение СПС я не рассматриваю как трагическое событие. Значит, время пришло.
Туман рассеялся, наступила полная ясность. Теперь можно смело утверждать, что на официальном политическом поле России больше не осталось самостоятельных политических субъектов. В той или иной степени, все — подконтрольные марионетки, которые, конечно, по факту никакими политическим партиями не являются. Им напишут в Кремле сценарии, они будут участвовать в бутафорских выборах, бороться, одерживать победы, терпеть неудачи, ругаться, бегать в Кремль, скандалить, интриговать, даже время от времени конструктивно критиковать своих кукловодов. Но при этом куклами быть ни на мгновение не перестанут и с веревочек не сорвутся. Вот тут кукла с левыми взглядами, а тут — с правыми… А над ними порхает Жириновский… Ругаются, кричат друг на друга…Кремлевцам забавно, а стране по фигу… Пока — по фигу.
Очевидно, что в этой ситуации задача создания реальной, а не витринной демократической партии, стала еще более актуальной… Если мы не хотим до конца своих дней жить за ширмой и слизывать с чужой ладошки.
Сегодня много говорится о бескомпромиссном и смелом поступке бывшего лидера СПС Никиты Белых, который не согласился участвовать в этом балагане — сложил с себя полномочия лидера и вышел из партии. Я к этому хору не присоединюсь. По одной простой причине. Мне кажется, Никита должен быть оскорблен такой постановкой вопроса. Создается впечатление, что люди, сегодня его восхваляющие, сомневались в его порядочности. По-моему, так должен был поступить любой приличный человек. У меня никогда не возникало сомнений в том, что Никита Белых — приличный человек. Другое дело, из чисто технологических соображений, мне представляется, что поступил он не вполне прагматично. Мне кажется, надо было оставаться на бруствере, а не нырять в окоп. То есть устроить вселенский скандал, обратиться с громким заявлением к региональным лидерам, к партийным патриархам, к сочувствующим деятелям культуры… Дескать, не хотим на кремлевскую помойку! Можно было инициировать протестные мероприятия, собрать подписи и т.д. Другими словами — проявить эмоций поменьше, а политического профессионализма побольше. Конечно, в конце концов, Белых бы проиграл. Но проиграл бы весело и с пользой для дела — вытащили бы из-под Кремля какие-нибудь региональные правые организации, привлекли бы на свою сторону еще несколько тысяч гражданских и политических активистов. Возможно, не поздно заняться этим и сегодня, но все же в ранге лидера партии осуществить ее реальный раскол было бы значительно проще.
И напоследок об Анатолии Борисовиче Чубайсе… Мне не хочется думать, что позорный слив СПС стал результатом тривиального пошлого размена — мы вам партию, а вы нам «Роснанотехнологии». Мне не хочется так думать… Но я так думаю.