КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеРеабилитация святых

2 ОКТЯБРЯ 2008 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ

Неожиданная реабилитация Верховным судом Николая II и членов его семьи — прежде всего юридический курьез.

Самое интересное и непонятное – кто и зачем заставил судей принять столь странное решение.

Верховный суд был, конечно, прав, когда отказывал самозваной «наследнице Дома Романовых», требовавшей этой «реабилитации»: как можно реабилитировать тех, кого не судили ни открытым, ни закрытым судом? Какие обвинения снять с тех, кого ни в чем юридически не обвиняли?

Сейчас суд, очевидно под сильным давлением (чьим?), вышел из этой дурацкой ситуации, заявив: «признать необоснованными репрессии и реабилитировать», и далее перечисляются Николай, его жена и дети. То есть: Высокий Суд подтверждает, что людей без суда убивать нехорошо. Список людей, которых без суда убивать нехорошо, — прилагается.

И вот, убитых врача и слуг не реабилитировали! Так что — в отношении их не было «репрессий»? Убили – но не «репрессировали»? Или репрессии были «обоснованными»? Или вообще о них забыли, как и положено забывать о простых мужиках (много их тут!..), когда речь идет о Царствующих особах? Или не стали портить торжественного и высокого эффекта, перечисляя рядом Романовых и Боткина, а также слуг, имен которых я не знаю? В общем — убили и зарыли вместе, а дальнейшая судьба — врозь. Кстати, я слышал интервью одного из Романовых (в дни, когда хоронили останки Николая и его семьи). Так вот, этот Романов (к сожалению, имя забыл) сказал (слова привожу по памяти, но за смысл ручаюсь), что «убийство — профессиональный риск монарха», а вот убийство детей и ТЕМ БОЛЕЕ СЛУГ — необъяснимая и ничем не оправдываемая жестокость. Да, в 1917-м Романовым бы не пришло в голову сравнивать себя со своими слугами. Как видно, для Романовых (не для всех) ХХ век прошел недаром. Для Верховного суда — даром. Впрочем, это и так известно…

Дальше. Насколько мне известно, не реабилитирован ни один из Романовых — кроме семьи Николая II. Между тем убиты были многие великие князья.

Первым убили, кстати, не Николая, а его брата — последнего Императора Михаила II, которому Николай и уступил свой престол. 13 июня 1918 года его схватили (он был сослан в Пермь) и убили. Убили его — не евреи, не латыши, не масоны, не по приказу Ленина-Свердлова-Троцкого и вообще не по чьему приказу. Схватили и убили рядовые большевики, русские рабочие во главе с известным большевиком Г.И. Мясниковым (впоследствии ярым оппозиционером, высланным из СССР).

Николая II и семью, вероятно, убили по приказу Ленина и Свердлова — впрочем, точных доказательств этого нет. Но по приказу или не по приказу, а ровно таким было тогда настроение масс. И уж точно не было никакого приказа убить тех самых несчастных слуг! Версия, что их убили, «чтобы скрыть следы», — из области бреда. Какие «следы»?! Об убийстве царя сообщили официально, об убийстве детей официально не сказали, но это не скрывалось. Наконец, если бы слуг просто выгнали из дома, то уж точно никакими «свидетелями» они бы быть не могли. Так за что же, зачем же их убили? Да ни за что, ни зачем! Жизнь человеческая — хоть царская, хоть лакейская — гроша ломаного не стоила. Подвернулись — ну и убили… Как убили МИЛЛИОНЫ людей, которых сегодня никто и не думает реабилитировать, — на кой они сдались… Ведь цена их жизни и впрямь — грош в базарный день. Так было тогда, так и сейчас. Так это воспринимал и сам царь, в дневниках которого не видно ни ужаса, ни сочувствия, ни горя, ни жалости по поводу тысяч (Ходынка), десятков тысяч (1905 год), миллионов (война) погибших, ни малейшего желания «разобраться и наказать» виновных (среди которых были и его ближайшие родственники, и он сам). Так это воспринимали его сановники, девизом которых было «Так было — и так будет!» (по поводу Ленского расстрела). Так это воспринимал Народ, занимавшийся взаимоистреблением с садистической жестокостью и азартом.         

Не дороже ценится и жизнь Романовых.

Николай Михайлович, Георгий Михайлович, Дмитрий Константинович, Павел Александрович — расстреляны как заложники 29 января 1919 года в Петрограде (по преданию, Н.М. перед смертью снял сапоги и отдал палачу, сказав: «На, носи, царские!» — такие его последние слова сохранила История). Сергей Михайлович, Иоанн, Константин, Игорь Константиновичи и Елизавета Федоровна убиты под Алапаевском 18 июля 1918-го — побросали живых в шахту, закидали гранатами. Никто, само собой, не требует их «реабилитировать», как, повторяю, и никого из миллионов людей, убитых в гражданскую войну.

Все эти люди были ни в чем не виноваты, в отличие от царя и царицы политической деятельностью занимались очень мало или вообще не занимались.

Я это говорю к тому, что гуманизм, жалость к убитым людям не имеют ни малейшего отношения к реабилитации Николая и его семьи. Дело тут сегодня не в гуманизме, а в довольно жалких политических интригах.

Все глупости про «реституцию», кстати, тоже можно забыть.

Ну какая «реституция»?! Закона такого в России нет, прецедентов нет. По закону, наследники получают «личные вещи» реабилитированных. Какие же это «вещи»? Надо думать, не шапка Мономаха, не картины из Эрмитажа? Мундир, иные музейные экспонаты? Да и наследники — это кто? Если г-жа Романова М.В. — то почему именно она, внучка двоюродного брата, а не любой другой из Романовых? В любом случае, великая княгиня тысячу раз повторяла, что не гонится за деньгами (кстати, она — законная наследница своего деда и прадеда, соответственно великих князей Кирилла Владимировича и Владимира Александровича, а наследство там знатное, одни дворцы чего стоят. Впрочем, ни о каком возвращении ей этого имущества, или хотя бы о малой компенсации, речь никогда не шла, ни с ее стороны, ни со стороны государства). Но даже если бы она (или еще кто-то) попробовали — ничего они конечно же не получат. А единственным результатом судебной склоки вокруг барахла стало бы то, что сочувствие, которое общество испытывает к Романовым (не особо различая «тогдашних» и «нынешних»), сменилось бы раздражением и презрением — опять же и к «нынешним» и к «тем».

Так в чем же смысл всей этой истории?

Просто бессмысленный пиар г-жи Романовой, которая чего-то хочет, а чего — сама понять не может?

Не знаю, как г-жа Романова, но есть определенные группы монархистов — священников и мирян, — которые пытаются что-то кому-то зачем-то «доказать».

«Я думаю, что реабилитация Царской Семьи должна иметь еще и такие последствия, как реабилитация самой Царской идеи в нашем сознании и признание за нею юридического права на существование. То есть, несомненно, реабилитация Царской Семьи ставит перед нами юридический факт реального существования Царской власти. Я думаю, что эта реабилитация должна как-то организовать само монархическое сознание в нашей стране, а может быть, и какие-то конкретные движения в пользу возрождения Царской формы правления в России» — это слова петербургского протоиерея Г. Беловолова.

Ну, примерно вокруг этих мыслей и ходят монархисты.

Спорить тут не с чем.

Монархию убили, как всем школьникам известно, отнюдь не большевики — от трона отрекся сперва Николай, затем Михаил. После этого ни о какой «Царской власти» в России речь не шла — если не иметь в виду реально царскую власть генсеков и нынешних президентов.

Убийство царя и реабилитация царя не были и не стали — ни убийством Монархии и Монарха, ни реабилитацией Монарха и Монархии. Убили «гражданина Романова с семьей» — его же и реабилитировали, сняв непонятно какие обвинения.

Кстати, никакие белые сроду не ставили цель восстановления монархии, совершенно не нужен им был Николай, не брали они в Белую армию и никаких царских родственников (те, правда, не особо и рвались).

Но чувству не прикажешь!

В церкви есть тоска по «монархическому сознанию», монархические настроения в церковной среде сильнее, чем в любой другой. Что ж, понятно. Русская церковь — институт старый, неразрывно связанный с царской властью, ведет свою историю не с 31.XII.1999-го, не с 1991-го, не с 1917-го, а со Средних веков. И историю свою воспринимает непрерывно — поэтому для них царская власть «живее всех живых». Поэтому и признали царя святым — не за муки (муки были, повторяю, у миллионов ни в чем не повинных людей, включая родственников Николая), а за то, что Царь. Как бы второй раз — исподтишка — «миропомазали» и короновали терновым венцом, превратили «Николая Кровавого» в «Николая Окровавленного». Тем более живет РПЦ не по христианскому, а по иудейскому принципу «око за око и зуб за зуб». Это и правда куда естественнее и понятнее для обычного человека — какой бы веры он ни придерживался. Поэтому они не спешат «подставить левую щеку», не молятся «за ненавидящих вас», не благословляют «гонящих вас» — словом, не молятся за Ленина, а все больше требуют выноса чучела из Мавзолея. А Николай относился к Церкви как верный ее сын — и Церковь платит ему (как и Ленину) взаимностью.

Однако, каковы бы ни были тут чьи-то счеты и расчеты, это очевидно «суета и затеи ветреные».

Потоки ТВ-патоки и исторический китч Э. Радзинского-И. Глазунова-Н. Михалкова и Ко способны вызвать сентиментальные чувства к «благородной монархии» у воспитанных на сериалах зрителей. Но конвертировать моральную реабилитацию в политическую и юридическую реставрацию так же просто, как из дыма «назад извлечь» дрова.

«И перста никакого нету, и монархии быть не может. Народ ее кончил раз навсегда. А это, что вы показываете, буквы разные перевертываете, это, извините меня, — детская забава, не больше. И я трошки не пойму — к чему вы все это подводите?»

К чему? Да ни к чему… Забавно лишь, что это надо еще раз объяснять в 2008 году

 

Обсудить "Реабилитация святых" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Мракобесие на марше // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Петен: возможна ли реабилитация? // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
А судьи кто? // НИКИТА КРИВОШЕИН
Расстреляны, а не убиты // АНТОН ОРЕХЪ