Итоги недели. Мы стоим за дело мира…
Последние полтора-два года, пока кремлевские начальники со все большим энтузиазмом изображали готовность и способность участвовать в конфронтации с Западом, я твердил, что новая холодная война невозможна. Потому что для нее нет ни идеологических предпосылок (у Путина нет никакой мессианской идеи, он всего лишь хочет без помех продавать Западу как можно больше нефти и газа), ни ресурсов (для полномасштабной конфронтации необходимо быстро переходить к мобилизационной экономике, в ее традиционном российском варианте, а он несовместим с рынком).
Казалось, что вся эта пародия на противостояние 80-х годов прошлого века — высыпавшиеся как из пыльного мешка разговоры об опасности американской системы ПРО, о несправедливости Договора об обычных вооружениях, о необходимости пересмотра Договора о ракетах средней дальности — не более чем тактическая уловка. Уловка, необходимая для того, чтобы, как в добрые старые времена, занять западных лидеров пересчетом боеголовок, чтобы те не задавали дурацких вопросов про систему российской власти, про политические свободы граждан и экзотические способы передачи власти в нашей стране. Однако то, что именовалось «выборами», миновало, а яростная словесная борьба с коварным Западом не затухает. Хотя все рациональные цели достигнуты — Запад слопал не только фактическое сохранение у власти Владимира Путина, но и фактическую аннексию грузинской территории и признание Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами. Но, несмотря на это, Москва продолжает разыгрывать пародию на холодную войну. Видимо, это лихо укоренилось на генетическом уровне и, стоило его разбудить, как оно зажило собственной жизнью.
Вот и на этой неделе госсекретарь несуществующего союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин объявил о том, что уже в ноябре будет подписано соглашение о создании объединенной системы ПВО двух стран, которая «в практическом плане» должна надежно защитить от агрессивных натовских поползновений. Надо сказать, что разговоры об объединении средств противовоздушной обороны двух стран идут не первый год. Уже и совместное учение проводили, и необходимые согласования закончили. Разных соглашений о намерениях подписали штук десять, наверное. А до окончательного объединения дело так и не дошло. И неслучайно. Как ни крути, у объединенной системы ПВО может быть только один командный центр и находиться он должен в Москве. Стало быть, фактически часть вооруженных сил Белоруссии перейдет под команду Москвы. Чего белорусский батька, при том что он ловко использует антинатовские фобии Кремля, допустить не хочет. Так что, какие соглашения ни подписывай, они так и останутся на бумаге.
Ракетный бред
Куда серьезнее официальное заявление российского военного ведомства о намерении поставить Александру Григорьевичу суперсовременные ракеты «Искандер». Идея о том, чтобы запустить коварным натовцам «ежа в штаны» именно таким образом, родилась еще год назад после заявления белорусского начальника ракетных войск и артиллерии полковника Михаила Пузикова. И тут же была опровергнута. Потому что ее безумие очевидно с первого взгляда.
Но, поди ж ты, идея оказалась живучей. И Россия, которой за несколько лет удалось произвести лишь одну бригаду «Искандеров», готова передавать их Белоруссии. Насколько можно понять, логика здесь такая. Существующие «Искандеры» с дальностью полета 280 км до будущих американских баз в Польше и Чехии не дотягивают. Однако конструкторы этих ракет всячески намекают, что легко могут увеличить их дальность. Мешает только подписанный больше 20 лет назад советско-американский Договор о ракетах средней и меньшей дальности, который запрещает иметь ракеты дальностью от 500 до 2500 километров. Но договор можно обойти, предоставив ракеты с такими возможностями третьей стране, например, Белоруссии. Конечно, при этом Россия нарушит скорее всего режим контроля за ракетными технологиями, в соответствии с которыми запрещается передавать третьим странам ракеты, дальность которых превышает 300 километров. Но кто об этих соглашениях помнит, когда, как неоднократно сообщал наш министр иностранных дел, международное право находится в глубоком кризисе.
Выглядит все это ловким ходом только на первый взгляд. Ясно же, что только Россия в компании с союзниками решит создать некую военную угрозу в отношении западноевропейских стран, как аналогичные системы вооружений будут нацелены на Минск и Москву. И то, что «Искандеры» будут принадлежать Белоруссии, ничуть не смутит натовцев. Тогда-то мы не понарошку, а всерьез вернемся к ситуации военного противостояния 80-х.
Пустышка
Даже когда Россия обещает предложить нечто конструктивное, на поверку это неизбежно оказывается аналогом приснопамятных «мирных наступлений Страны Советов». Этим эвфемизмом в советской печати описывали ситуацию, когда Москва выступала с инициативами, которые заведомо неприемлемы для Запада. Подозреваю, что именно такая судьба ждет российское предложение о заключении некоего общеевропейского пакта. Когда оно впервые было озвучено Дмитрием Медведевым, кое-кому показалось, что подобный документ позволит России выйти из конфронтационного пике, сохранив при этом лицо.
Но стоило российскому президенту на днях сообщить детали российской инициативы, как сразу же выяснилось, что это — обычная советская пустышка. Все, что предложил Медведев — подтверждение базовых принципов безопасности, недопустимость применения силы, установление базовых параметров безопасности, — носит чрезвычайно обтекаемый характер. А там, где делается хоть какая-то попытка конкретности, то все обязательства, которые, по Медведеву, должны взять на себя страны-участники, носят запретительный характер. Чего стоит одно обещание не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других участников Договора. Явно кто-то из мидовских зубров вспомнил чрезвычайно ловкий ход советской дипломатии, использованный при заключении Договора ОСВ-2. Тогда удалось провести положение, что стороны берут обязательства не добиваться военного превосходства друг над другом. Что открыло необычайные возможности для внешнеполитической пропаганды. «Да теперь каждую фуражку, закупленную Пентагоном, мы можем объявлять очередной попыткой сломать военное равновесие», объяснял мне тогда один высокопоставленный военный. Одна беда — в результате этого и нескольких других столь же ловких ходов американский Сенат отказался ратифицировать ОСВ-2.
Ущерб обороне
Сегодня конфронтационная риторика ставит крест не только на возможности иметь нормальные отношения с Западом, на перспективах модернизации, которая без таких отношений попросту невозможна. Парадоксальным образом эта конфронтация мешает создать эффективную оборону страны. При том что в ближайшее время руководство страны обречено принимать кардинальные решения в этой сфере. Только что министр обороны Анатолий Сердюков сообщил, что уже к 2012 году численность Вооруженных сил будет сокращена до 1 миллиона человек (подозреваю, что на самом деле сокращения будут более серьезными). Причина очевидна — Россия уже падает в демографическую яму. Если сохранять нынешнюю численность армии, просто некому будет создавать тот самый валовый внутренний продукт, проценты которого идут на содержание армии.
Похоже, что в военном руководстве зреют и более кардинальные предложения. Чего стоит требование скорого перевода всех боевых соединений в категорию постоянной готовности. Фактически это должно означать отказ от призывной армии. Ведь способность к немедленным действиям несовместима с наличием в подразделениях необученных солдат. При этом только что было объявлено, что Генштаб намерен ввести добровольную оплачиваемую службу для тех, кто захочет быть резервистами этих соединений. Таким образом, был отвергнут важнейший аргумент сторонников призывной армии, утверждающих, что она дает военную подготовку всему мужскому населению страны, а это позволяет считать всех российских мужчин подготовленным резервом.
Разумеется, реализация подобных задач потребует концентрации ресурсов, выделяемых на оборону. Самый простой способ навсегда похоронить новшества, это, прикрываясь необходимостью противостоять США и НАТО, подсунуть руководству страны какие-нибудь в принципе нереализуемые цели вроде создания воздушно-космической обороны. Очень скоро российскому руководству придется выбирать. Нет, не между гражданскими реформаторами и косными генералами. На самом деле выбор будет между созданием армии, способной отражать реальные угрозы, и армией, которая будет изображать способность противостоять Америке.