КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеМенеджер для Олимпиады

16 ОКТЯБРЯ 2008 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

Назначение Дмитрия Козака «олимпийским» вице-премьером — сигнал о том, что олимпийский проект требует жестких и быстрых решений, а «скамейка запасных» для реализации подобных задач у власти невелика. Точнее говоря, на ней находится только один человек.

Биография Козака как администратора федерального масштаба — набор проектов, которые он реализовывал с той или иной степенью успешности. К явным успехам можно отнести судебную реформу, которая привела к введению на всей территории России (кроме Чечни) суда присяжных и передачу судебным органам права давать санкцию на арест, обыск, выемку. Кроме того, успешной признается деятельность Козака на Северном Кавказе, где он смог осуществить мягкую замену региональных правителей в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, добившись кадрового обновления без серьезных конфликтов. Более спорной выглядит реформа местного самоуправления, результаты которой, возможно, будут более ощутимы в длительной перспективе.

Что касается административной реформы 2004 года, также связанной с именем Козака, то она не соответствовала многовековым традициям единоличной ответственности за положение дел в отрасли: поэтому разделение функций между министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами оказалось недостаточно эффективным. Почти сразу же началась контрреформа, вначале сводившаяся к корректировкам частных решений (например, восстановление упраздненных должностей статс-секретарей в министерствах), а затем и фактический пересмотр сущности нововведений. Занятно, что реформа Козака в том числе предусматривала сокращение количества вице-премьеров до одного, что, правда, было изменено уже в 2005 году, когда замами главы правительства стали кандидаты в преемники Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. К маю 2008 года вице-премьеров стало уже семеро (из них двое первых), причем уже тогда обсуждался вопрос о том, что Козак может стать восьмым замом. Однако это было реализовано только сейчас, причем новоиспеченный заместитель Владимира Путина лишился управления министерством регионального развития (в отличие от Алексея Кудрина, который, вернув себе пост вице-премьера, одновременно остался министром финансов).

Козак назначен на новый пост в ситуации, когда в связи с финансовым кризисом происходит переоценка многих ценностей — и материальных, и нематериальных. Одна из важных нематериальных ценностей — стабильное, поступательное развитие, которое можно «просчитать» на длительную перспективу. Еще весной казалось, что Олимпиаде — самому престижному проекту нынешней российской власти, срыв которого стал бы сильнейшим ударом по имиджу страны — ничего не угрожает. Хотя уже тогда было ясно, что расходы не укладываются в составленную ранее смету. По словам главы Счетной палаты Сергея Степашина, они возрастут в два раза по сравнению с первоначально запланированными. Существенно увеличились расходы на выкуп земельных участков под строительство олимпийских объектов. Предварительная сумма расходов на возведение дорог и портов в Сочи достигнет, согласно данным Минтранса, 316 млрд рублей, тогда как бюджет всей Олимпиады на момент подачи заявки в МОК составлял всего 314 млрд рублей.

Добавим к этому, что основными частными инвесторами Олимпиады являются Владимир Потанин и Олег Дерипаска, которые обещали вложить в проект около 5 млрд долларов. В частности, потанинский «Интеррос» занимается проектом строительства горнолыжного курорта «Роза Хутор» в районе  Красной Поляны. «Базовый элемент» Дерипаски строит аэропорт, объекты в районе Имеретинской бухты, а также занимается модернизацией инфраструктуры.

5 миллиардов долларов для «докризисного» российского бизнеса — деньги сравнительно небольшие. К тому же нефтяные сверхдоходы давали значительную свободу маневра в области бюджетных трат. Финансовый кризис изменил ситуацию — капитализация крупнейших российских компаний резко упала, а их собственникам приходится не только отказываться от ряда зарубежных активов и возможных приобретений, но и напрямую просить поддержки у государства (по сообщениям СМИ, это относится, в частности, к структурам Дерипаски). Лишних миллиардов у бизнеса уже нет. Что же до самого государства, то оно пытается потушить кризис мощными финансовыми вливаниями как в банковский, так и в реальный сектор, но даже огромные возможности, связанные с многолетней «накопительской» политикой Кудрина, не безграничны. Кроме того, у бюджета есть немало других приоритетов, более социально значимых, чем амбициозный олимпийский проект, — их урезание может привести к росту напряженности в стране, чего власть позволить себе не может. Общество не готово к болезненным сокращениям расходов, которые в настоящее время выглядят все более реальными.

В этой ситуации повышается вероятность возникновения финансовых проблем при подготовке Олимпиады – их масштаб зависит как от общего течения кризиса, так и от качества менеджерских решений (в том числе направленных на максимальное сокращение расходов). С этим связано и появление Козака во главе проекта в ранге вице-премьера, позволяющем ему координировать деятельность всех «профильных» ведомств — как федеральных и региональных структур, так и Олимпийской госкорпорации. Фактически речь может идти о масштабной управленческой операции, которую поручили провести человеку, имеющему опыт реализации не менее сложных начинаний. Проблема в том, что Козаку еще не приходилось действовать в обстановке кризиса, существенно осложняющей задачу даже для самого успешного менеджера.

 

Автор — вице-президент Центра политических технологий

 

 

Обсудить "Менеджер для Олимпиады" на форуме
Версия для печати