Голодомор на Украине — преступление против человечества
В четверг Европарламент принял резолюцию, в которой голодомор на Украине признан преступлением против человечества. Документ содержит призыв к странам бывшего СССР рассекретить архивы, касающиеся этих событий. Ранее Конгресс США признал голодомор геноцидом украинского народа.
Действительно, был ли голодомор на Украине в 30-х годах актом геноцида? И почему столько страстей бушует вокруг исторического вопроса 70-летней давности? Ответы — в политических реалиях сегодняшнего дня. Увы, история часто становится объектом политических игр и недобросовестных спекуляций. В то же время пересмотр истории, восстановление истины, избавление от мифов проясняет общественное сознание и помогает обществу правильно ориентироваться не только в сегодняшнем мире, но и во времени. Истерические причитания о недопустимости пересмотра истории, которыми любят в России провоцировать имперские амбиции, нацелены только на сохранение советских мифов, которые так милы и так выгодны наследникам советского прошлого.
Напомню, что спровоцированный коммунистической властью в начале 30-х годов прошлого столетия голод в СССР унес, по разным оценкам, от 3 до 7 миллионов человеческих жизней. Из них около 2-х миллионов человек погибли на Украине. Невероятные цифры — будто между Первой и Второй мировыми войнами страна пережила еще одну войну. Да так, фактически, и было, но только у погибающих от голода людей не нашлось в мире союзников, готовых придти к ним на помощь и отразить агрессию коммунистов против собственного народа.
Об этих событиях написано множество книг и статей. Основные обстоятельства искусственного голода серьезными исследователями не оспариваются. Признано как факт. Спор идет о другом: можно ли назвать это геноцидом? А за этим вопросом скрыт другой — кто виноват?
Международная Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него определяет геноцид как «действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую». Миллионы жителей украинской деревни, пострадавших от искусственно созданного в 30-х годах голода, с формальной точки зрения не могут быть признаны жертвами геноцида. Просто потому, что это — социальная группа, а не национальная, этническая, расовая или религиозная. Хотя само это преступление можно квалифицировать как преступление против человечества.
Современное международное право опирается на определение «преступления против человечества», данное в Уставе «Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран Оси» (Нюренбергский трибунал). Действия, совершенные советскими властями в 30-х годах, определенно подпадают под действие пункта «с» статьи 6 Устава Нюренбергского трибунала: «…убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам… независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет».
В соответствии с этим в минувший четверг Европарламент и признал голодомор на Украине преступлением против человечества.
Почему из всех бывших советских республик, пострадавших от голода 1931-1933 годов, только Украина поднимает вопрос о признании голодомора преступлением против человечества, вопрос риторический. Ответ очевиден: Украина порвала со своим советским прошлым и не старается сберечь коммунистические мифы и оправдания. Ориентированная на демократию страна называет вещи своими именами. Она не считает себя преемником СССР и открещивается от советских преступлений. Это не ее, Украины, забота, сберегать имидж Советского Союза и его вождей.
Оказалось — это забота России. И потому, что Россия всячески препятствует признанию голодомора на Украине преступлением против украинского народа. И потому, что Россия не признает массовый голод в российской части СССР преступлением против русского народа и преступлением против человечества. А ведь в Поволжье, Сибири и на Северном Кавказе от голода погибло людей не меньше, чем в Украине. Голодомор 30-х годов был преступлением против всех народов СССР. Особенно пострадали от него Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия.
Однако все «братские»» республики молчат, подавленные величием Сталина и его чекистских последователей. Нынешнему президенту Казахстана (бывшему первому секретарю ЦК компартии Казахстана) Нурсултану Назарбаеву хаять Сталина — это все равно, что гадить на собственную биографию. Последнему диктатору Европы и президенту Белоруссии Александру Лукашенко, восторгавшемуся Гитлером, критиковать Сталина как-то мелочно и противоестественно. Путину, вернувшему «демократической» России сталинский гимн, это и вовсе не с руки. Как, видимо, и его клонированному кремлевскому двойнику.
Только президенту Ющенко и Верховной Раде Украины есть дело до восстановления исторической ясности. И они упорно привлекают к этому общественное внимание всего мира, квалифицируя голодомор как геноцид и прозрачно намекая этим на ответственность Кремля, объявившего Россию преемником СССР. Но у Москвы нет ни желания, ни решимости адекватно осудить Сталина и его преступления и тем самым отвести от России обвинения в геноциде украинцев как нации. Кремль не желает снимать с России ответственность за преступления, творимые руководством СССР. Просто потому, что кремлевские руководители чувствуют себя правомочными преемниками советской власти, ее идеологии и методов управления.
Вот и получается, что только на Украине голодомор признан преступлением против человечества, а в остальном бывшем СССР — то ли трагическими страницами истории, то ли техническими ошибками «эффективного менеджера».