Бедный Флоренский...
Приложенной к тексту парадоксальной фотографией Леонид Радзиховский, конечно, с удовольствием проиллюстрировал бы свою статью о покойном Святейшем патриархе, Царствие ему Небесное. Эта кафкова сцена, казалось бы, прекрасно иллюстрирует пространные рассуждения автора статьи "Столп" (и утверждение неистины) — антиклерикала и агностика, взявшегося интерпретировать, увы, неведомое ему православие, в частности русское.
Снисходительность по отношению к "попам", восприятие Церкви как якобы добровольной прислужницы сперва "кровавого самодержавия", потом богоборческого большевизма и, наконец, "путинской диктатуры". Тут же просматривается сочувствие к автору богохульного "Воскресения".
И это пишет "прогрессивный" российский интеллигент, как не вспомнить, уж простите за грубость, солженицынскую "образованщину" ("Из-под глыб")! Как не вспомнить Базарова, "Чаепитие в Мытищах", а даже и Писарева. Мне встречались старые интеллигенты-земцы, у них в сознании был Создатель, но при этом ни ногой в церковь, или же вера в прогресс и семиполье. Почти всем им ими же приглашенные во власть Феликс Эдмундович с тов. Ягодой объяснили, как мечтать о счастье для всего человечества...
Надеюсь, ошибаюсь: в авторе текста "Столп" мне почудилось чуть ли не ли перевоплощение Демьяна Бедного, Емельяна Ярославского и редколлегии журнала "Безбожник". Вряд ли Радзиховский в застойные годы был подписчиком ежемесячника "Наука и религия", где, как дразнилка для Главлита, печатались материалы по космогонии с намёками на то, что Вселенная сотворена (в опровержение "диамата"), и переводы очерков католика Честертона в исполнении Натальи Трауберг.
По Радзиховскому получается очиновленная Петровским Синодом Церковь, священство на службе трона? Но не три ли четверти епископов признали роковые Февральские перемены, сняли с духовенства принесённую им присягу, не был ли отец Варлама Шаламова, священник, и вместе с ним масса батюшек просто революционерами? Не соблазнилась ли немалая часть иерархов и священнослужителей советской приманкой "обновленчества"? Какая уж тут "сервильность".
Церковь до Собора 1918 года пребывала в большой внутренней свободе, в расцвете богословия и старчества.
То, что Л. Радзиховский эвфемизмом обозначает как "гонения" Русской церкви при большевиках, есть на самом деле великое мученичество, пережитое христианством с 33 года, той эпохи, которую автор "Столпа" обозначил бы "нашей эрой". Нерон со своими цирковыми представлениями, японский императорский режим в XVIII веке, зверски убивший сотни тысяч христиан, — могут лишь восхищаться и завидовать подвигам, проделанным ВЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ по наущению коммунистических богоборцев. И об этой Церкви замученных и убиенных нам говорят, что во все годы своих страданий она мечтала лишь о том, чтобы быть взятой в прислужницы к своим мучителям?! Читать такие гипотезы, прямо скажу, неприятно.
И в шахматах, и в боксе, и в противостоянии Добра и Зла есть проигравший и победивший. Из 75 лет крови и соблазнов Церковь, именно Церковь, а не бесплотная вера вышла восторжествовав над Лениным и К°.
Ведь не батюшки сейчас "ходят на совет нечестивых" (а в Общественной палате сказать, что думаешь, даже хорошо), а Зюганов с Жириновским стоят в храмах "подсвечниками". Вряд ли они грехи замаливать ходят, скорее голоса старушек обманно присваивать, но стоят и неуклюже осеняют себя крестным знамением. Блез Паскаль утверждал: "Свершайте обряды, вера придёт". Кто знает, неисповедимы пути Твои, Господи, быть может, Геннадий Андреевич тоже вскоре займёт место в длинную очередь на исповедь за Владимиром Вольфовичем?
Горбачев в конце восьмидесятых, придя в Иерусалиме к Гробу Господню, не постеснялся воскликнуть: "Последний социалист приветствует первого социалиста..." Много позже генеральный секретарь распущенной КПСС удивил мир, попросив отпеть в церкви любимую жену. Покойная Раиса Максимовна десятилетия была преподавателем кафедры исторического материализма... Приехав в Париж, она тут же посетила квартиру Ленина.
Не есть ли это преображение — доказательство правоты патриарха Тихона? Осмелюсь сказать, и даже митрополита Сергия с его Декларацией, да и всех православных. Компромиссы, на которые они пошли, оказались спасительными.
Может быть, Леониду Радзиховскому с этим согласиться не просто, но Церковь по сути своей прежде всего мистична: "Врата ада не одолеют её". Католичество пережило свои спотыкания: инквизицию, соблазн светской властью, "цезарепапизм" — и не перестало существовать.
Да, русское православие выстрадало при советах коллаборационизм как единственный способ сохранить литургию и проповедь. Как ужасно было писать Послания к великим праздникам с призывами к миру на Ближнем Востоке и всеобщему разоружению, как это давалось их авторам, не нам решать. Каково было зависеть от уполномоченных, от "двадцаток", от регистрации, знать, что над детьми священников в школах смеются... венчать и крестить тайком, украдкой посещать больницы.
Но Провидение распорядилось по-своему: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его". По известной теории "побеждённого победителя" храм Христа Спасителя навсегда отменил бассейн "Москва".
Так что охотно дарю фото: бросайте камни в патриарха Пимена, в митрополита Алексия, будущего патриарха, а заодно и в главного раввина СССР (магометанин, видно, предпочёл пить чай), чокающихся со своим гонителем. Л.И. Брежнев и не подозревал, что в этих бокалах содержится несовместимое с коммунизмом зелье.
"Чужая душа — Потёмкин": как веруют руководители Федерации, мы не знаем. Одно ясно: не Церковь уповает на то, что государство её не добьет, а новая власть, окончательно лишившаяся Передового Учения, не располагает чем утешить оглушённый исчезновением ориентиров и идеалов народ. Это власть позвонила за помощью в особняк патриархии в Чистом переулке и предложила за сотрудничество с ней более чем щедрую реституцию имущества, помощь в строительстве и т.д.
Вышесказанное, по-моему, достаточный ответ на обвинения в имманентной "огосударствленности" Русской церкви. Напомню о недавно принятой Социальной доктрине Церкви. Там провозглашается обязанность всякого православного не выполнять противохристианские приказы власти. Социальная доктрина произвела сильнейшее впечатление на католиков, во многом ускорила сближение с Зарубежной церковью. О какой огосударствленности можно говорить в стране, где до сих пор не разрешены постоянные священники в полках, больницах, местах лишения свободы? В секулярной Франции всё это существует, и даже президент-социалист Миттеран говорил о своей тяге к вере, а все остальные президенты ходят на мессу.
О том, кто есть Бог, "от имени которого действует РПЦ", попробую ответить Радзиховскому в другой раз. Немного странно оппонировать вопиющему неотолстовцу. Надеюсь, что не обидел оппонента, быть может, через Х лет мы встретимся с ним на заутрене в Елоховском соборе... а потом сможем побеседовать о "Столпе и утверждении истины" отца Павла Флоренского.
Поистине неудобоваримы плоды просвещения!
Париж