КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииИтоги года. Год 2008-й — с одной и с другой стороны

30 ДЕКАБРЯ 2008 г. МИХАИЛ МАРГЕЛОВ
Прошедший год запомнится двумя кризисами — кавказским и финансовым. О кризисах говорят обычно с оборотами: "с одной стороны" и "с другой стороны". О причинах финансового кризиса с "плохой" стороны все уже сказано. От козней акул с Уолл-стрит до расточительства широких трудящихся масс. Попадаются аналитички, из которых просто следует, что "учение Маркса всесильно". А многим экспертам вообще стало казаться, что "мир катится куда-то не туда".
Есть ли у финансового кризиса "хорошая" сторона? Вроде да — это саммит "двадцатки" в Вашингтоне. Может быть, когда-нибудь его назовут первым саммитом "мирового коллективного лидерства". Это сейчас стержень российских внешнеполитических установок. Да, мировое сообщество в столице США противопоставило кризису какую-никакую солидарность. Разумеется, каждый участник встречи остался себе на уме. Но об общих подходах к подавлению кризиса два десятка стран договорились. Для нынешних суверенных эгоистов это много. До них дошло, что мировой валютно-финансовой системе нужна реформа. И реформировать ее только и можно групповым усердием. От общего понимания проблем — один шаг к доверию. А оно сейчас нужно — мир не спокоен, назойливый призрак "холодной войны" чудится самым вдумчивым экспертам. Например, как результат другого "кризиса-2008" — кавказского.
В августе все шло к тому, что этот призрак обретет плоть и кровь. Кары, которыми Вашингтон грозил Москве, казались нечетко выраженным объявлением "холодной войны". Это — с одной стороны. А с другой — чудесным образом ничего такого не произошло. А возможно, и не чудесным — угрожали-то в пылу борьбы за президентство. А не все, что в такое время говорят, делают.
Это, во-первых. Во-вторых, союзники США в Старой Европе, обличая Москву, американской тональности явно не нарушали, но темы развивали собственные. В результате главным миротворцем на Кавказе стал Евросоюз. В-третьих, те на Западе, кто буднично занимается внешней политикой, понимают, что в той же Евразии без России ничего сколько-нибудь удовлетворительно решить нельзя.
Как бы там ни было, ситуация не просто вернулась к уже привычному застою в отношениях России с Западом. Сейчас в этих отношениях — видимое продвижение.
Евросоюз, продержав приличествующую кавказскому кризису паузу, начал переговоры по Соглашению о партнерстве и сотрудничеству с Россией. Украину и Грузию не приняли в натовскую "учебку". Партнерство России с НАТО возобновляется. Потому что многие общие проблемы европейской безопасности не разрешаются без участия Москвы. Так что дело не только в российском коридоре, по которому грузы следуют в Афганистан. Хотя и это для НАТО важно — избранный президент Обама переносит "направление главного удара" на Ближнем Востоке из Ирака в Афганистан. А с мнением американских президентов международные институты считаются. Как и с инициативами президентов российских. Серьезные люди, занятые борьбой против финансового кризиса, заинтересовались Договором о европейской безопасности, предложенным президентом Медведевым. Предложение уже обсуждалось в ОБСЕ.
Вот о судьбах договора об СНВ и размещения американской ПРО в Польше и Чехии говорить пока рано — все разговоры ведутся с уходящей администрацией США. Президенты сторон планируют встречу в начале 2009-го, не високосного, года. Тогда проблемы и прояснятся.
Версия для печати