КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииРусские с ОПЕК — братья навек?

19 ДЕКАБРЯ 2008 г. АРИЭЛЬ КОЭН

 

 

В среду Организация стран-эспортеров нефти (ОПЕК) заявила, что она урезаeт производство нефти на 2 млн баррелей в сутки — это самое большое сокращение добычи в истории этой организации. Россия здесь играет центральную роль — президент Дмитрий Медведев заявил 11 декабря, что Россия может вступить в ОПЕК и связанные с нею структуры.

Для России повышение цены на нефть и газ, от которых зависит почти половина госбюджета, является вопросом выживания экономики. Но ни СССР, ни постсоветская РФ в эту организацию не входили. ОПЕК основали и в ней доминируют Саудовская Аравия, Иран и Венесуэла. Если Россия войдет в ОПЕК, картель будет контролировать более 80% мировых запасов нефти и более половины добычи.

В ходе экстренной сессии ОПЕК 17 декабря в Алжире, вице-премьер России Игорь Сечин сообщил, что Россия пока не планирует вступать в ОПЕК, но надеется стать постоянным наблюдателем при организации и создать совместную рабочую группу для согласования позиций по основным проблемам нефтяной отрасли. А главное, с начала 2009 г. Россия готова сократить экспорт нефти на 320,000 баррелей/сутки. Сближаясь с ОПЕК, Россия переходит в лагерь так называемых «нефтегосударств» (petro-states). Кроме опоры на добычу и продажу углеводородов, эти государства отличают коррупция, отсутствие демократии и использование зависимости Запада от черного золота и голубого топлива в своих целях. 

Членство России в ОПЕК и игра против стран-потребителей нефти может стать поводом для конфронтации Москвы с крупнейшими потребителями энергии — США, Европой, Китаем и Японией. Россия рискует заплатить высокую социальную и геополитическую цену за следование моделям нефтегосударств. Возможно, будет продолжать падать удельный вес наукоёмких отраслей в российской экономике, увеличится утечка мозгов за рубеж, а общество станет, мягко говоря, менее гражданским.

Пока что Кремль обещает стабильность вместо демократии, но такая стабильность колеблется вместе с ценами на ресурсы — как когда-то генеральная линия партии.

Главный редактор американского журнала «Внешняя политика» Мозес Наим так охарактеризовал субъект нашей дискуссии: «Нефтегосударства — богатые нефтью страны, которые страдают от слабых институтов, плохого функционирования государственного сектора, высокой концентрации власти и богатства. Пропасть между богатством природных ресурсов и хронической нищетой граждан часто приводит к политической нестабильности». Д-ру Наиму виднее — он был министром экономики Венесуэлы. До прихода тов. Уго Чавеса к власти...

Экономика России окрепла благодаря высоким мировых ценам на сырье. Но мировой опыт предостерегает, что сверхприбыли в добывающей промышленности подавляют другие отрасли экономики, вызывают инфляцию и способствуют распространению коррупции. Это явление известно как «голландская болезнь». Плюс страна подвержена шокам при падении цен на сырье. Россия пока верно следует этой модели.

В газовой сфере Москва выбирает аналогичный ОПЕКу путь. 21 октября, в рамках Форума стран-экспортеров газа, была создана «большая газовая тройка» в составе России, Ирана и Катара для координации газовой политики. «Тройка» контролирует около 2/3 мировых запасов газа и четверть мировой добычи. Этим Кремль противопоставляет себя потребителям газа и другим экспортерам — противникам российско-иранского доминирования и картелизации рынка (Азербайджан, Канада, Нидерланды и Норвегия). Как показывает пример ОПЕК, ограничение рыночной ведет к ограничению производства, поставок и росту цен на сырье. Газовый картель — в долгосрочной перспективе — приведет к тому же, особенно с увеличением доли сжиженного газа в мировом балансе торговли углевородами. Кроме того, Россия и Иран смогут манипулировать ценами на газ для достижения своих геополитических целей, как, например, усиления давления на Азербайджан, Туркменистан и другие страны-производители, с тем, чтобы они экспортировали газ только по российским трубам и не стремились к разнообразию экспортных каналов и рынков сбыта.

Корреспондент газеты «Коммерсантъ» в Вашингтоне Дмитрий Сидоров пишет о политическом характере сближения России с ОПЕК: «Попытки Кремля во чтобы-то ни стало поднять цены на нефть и...газ вызваны не только желанием предотвратить экономическую катастрофу внутри страны, но и активным стремлением удержать те внешнеполитические позиции, которых Москва добилась в период энергетического ценового бума. Очевидно и другое. Кремль в который раз отчаянно пытается разделить мир на своих и чужих. Очередная попытка создать газовый картель... была предпринята Москвой совсем недавно. Возможное же вступление России в ОПЕК, по идее Кремля, скорее даст возможность Москве проводить линию на разделение нефтедобывающих стран и потребителей «черного золота», самым крупным из которых являются США, чем добиться повышения цен на нефть».

Урезая добычу нефти с 2009г., Россия подтолкнет мировые цены вверх, что противоречит интересам Америки, Европы и Китая — основных потребителей «черного золота». В 1990-е гг. Москва, напротив, увеличила производство и экспорт нефти, тем самым помогая понизить цены — и улучшила отношения с развитыми странами.

Сотрудничество с ОПЕК и создание газового ОПЕКа — важнейшие гео-экономические векторы российской политики нынешнего десятилетия, а возможно, и первой половины нашего века. 

Автор — ведущий эксперт Фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии, и международной энергетической безопасности

Версия для печати