Итоги года. Всё хуже, и хуже, и хуже: 2008 год в российско-американских отношениях
В уходящем году российско-американские отношения напоминали американские горки – подъемы и спады, взаимные обвинения и периоды смягчения тона.
Ожидая переезд в Белый дом избранного президента Обамы и ощутив на себе удар экономического кризиса, обе страны готовятся как к мягкому, так и к жесткому диалогу. Хотя Москва и Вашингтон на словах признают наличие общих стратегических интересов (таких как борьба с терроризмом и нераспространение ядерного оружия), на практике идет жесткая конкуренция за геополитические позиции.
Придерживаясь принципа игры с нулевой суммой, Москва четко следит за тем, чтобы – в ее понимании – Вашингтон ни на шаг не опережал Россию геополитически. Такой подход часто вредит самой России и мешает сотрудничеству с западными странами. Они в большинстве своем «проехали» ментальность эпохи «холодной войны» и следуют логике признания обоюдных приоритетов.
Принцип игры с нулевой суммой стал одним из определяющих в отношениях Москвы и Вашингтона в уходящем году. На лицо все тот же традиционный спектр противоречий: от расширения НАТО на Восток до размещения американской системы ПРО в Европе, энергетические проекты в Евразии, конкуренция за сферы влияния и критика российской модели «демократии». Впрочем, к этим набившим оскомину противоречиям добавилось и нечто новое — беспрецедентная, со времен «холодной войны», враждебность России по отношению к США, кульминацией которой стала война России и Грузии. Вторжением на территорию чужого государства, а затем отрежиссированным признанием «независимости» Абхазии и Южной Осетии Москва послала предупреждение сразу нескольким адресатам. Постсоветские страны узнали, чем может обернуться для них дружба с США и ее друзьями, а Вашингтону было велено убрать руки прочь от российского мягкого подбрющья – так называемого «ближнего зарубежья».
Как показалось вначале, Запад вроде бы внял сигналу Москвы. Ни Украина, ни Грузия не получили официального приглашения начать процесс вступления в НАТО на декабрьском саммите альянса. Но это было лишь первое впечатление. В конце прошлой недели Украина и США подписали декларацию о стратегическом сотрудничестве, которая еще больше укрепит связи между Киевом и Вашингтоном и способна защитить первый от агрессии извне.
Помимо этого, сразу после начала войны с Грузией, западный капитал начал «делать ноги» из России, не дожидаясь начала экономического кризиса, который привел уже к массовому бегству капитала из РФ. Капитализация компаний на московкой бирже упала на 1 триллион долларов — это приблизительно годовой валовой продукт России.
Кроме того, российско-грузинская война вызвала жёсткую реакцию Польши. В августе Варшава согласилась разместить у себя 10 ракет-перехватчиков в рамках американской системы ПРО. За этим решением последовало очередное обострение отношений. Дмитрий Медведев пригрозил нацелить на Европу наступательные ядерные ракеты «Искандер», если США не отступит от своих планов. Позже он смягчил тон, предложив новой администрации Обамы совместно пересмотреть планы по ПРО. Однако – на всякий случай – в конце ноября Россия успешно испытала новые баллистические ракеты, способные, по словам российских военных, пробить ракетный щит США.
Кремль ведет антиамериканскую игру и на более отдаленных площадках. Москва практически саботировала санкции против Ирана в Совете Безопасности ООН, продолжала поддерживать Тегеран, в том числе и в ядерной программе. Россия, очевидно, поставит Ирану ракеты ПВО дальнего радиуса действия С-300, способные защитить иранский ядерный комплекс, имеющий, видимо, военное значение.
Демонстративно установив свой флаг на дне Ледовитого океана в августе 2007 г., Россия впервые со времен окончания «холодной войны» возобновила полеты стратегических бомбардировщиков над Арктикой.Месяц назад Дмитрий Медведев посетил Венесуэлу и Кубу – извечные источники раздражения для США – и подписал с ними ряд соглашений о сотрудничестве. Россия также провела совместные военно-морские учения с Венесуэлой недалеко от американских территориальных вод.
За счет высоких цен на нефть Москва накопила значительные ресурсы для подпитки своих глобальных амбиций. С начала года со стороны Кремля звучали призывы изменить глобальную геополитическую и экономическую архитектуру с учетом «многополярности» мира, что на языке Путина-Чавеса-Ахмадинежада означает «окончание мирового господства США». Китай тихо поддерживал этот курс, понимая, что при таком развитии событий выиграет именно Пекин.
Но тут очень некстати случился мировой финансовый кризис, и «закрома Родины» начали быстро таять. Пока Москва считала себя неуязвимой благодаря третьим в мире по величине золотовалютным резервам и все еще высоким ценам на нефть, Кремль открыто обвинял США в ответственности за спад. Но когда кризис жестоко ударил по России и одновременно цена на нефть резко упала, тон Москвы смягчился.
С момента ноябрьской встречи «Группы двадцати» в Вашингтоне Дмитрий Медведев все больше говорит о необходимости совместных действий по преодолению мирового кризиса. Много надежд Кремль и Белый дом возлагают на новую страницу в отношениях после вступления в должность Барака Обамы. Медведев и Обама планируют личную встречу вскоре после инаугурации последнего. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, экономический кризис может помочь сближению интересов – сейчас ни Москве, ни Вашингтону не под силу затраты от срыва двустороннего диалога. Цена конфронтации будет слишком велика, хотя призывы «надеть тулупы и затянуть пояса» в России раздаются уже лет эдак 15.
Но в Кремле готовят и асимметричные ответы. После осеннего визита И.И. Сечина в Вену (в штаб-квартиру Организации стран — экспортеров нефти) Москва впервые пошла на формальное сближение с ОПЕК и объявила о готовности сократить производство и экспорт нефти. Этот ход повлечет трения с Западом так же, как и организованный Россией «газовый ОПЕК». Кроме того, Москва склонна к использованию тактики поиска внешнего врага, чтобы отвлечь собственное население от экономических проблем. Так что нужно ожидать продолжения антиамериканской пропаганды и искусственного поддержания трений. Если разногласия между великими державами не исчезают, значит, это кому-нибудь нужно...
Ариэль Коэн – ведущий эксперт Фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии и международной энергетической безопасности.