КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВойна горячая и холодная

27 ЯНВАРЯ 2009 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ

liga-press ruЗа последние полгода мы были свидетелями (все-таки не лично участниками!) двух войн: Россия-Грузия, Россия-Украина.

Не собираюсь опять выяснять, кто там в чем виноват, кто на кого первый напал (а кто только и ждал команды «старт!» и мгновенно рванул), кто первый встал из-за стола переговоров (а кто следом с грохотом отодвинул свой стул). В данном случае это тем более неважно, что любому минимально объективному человеку ясно: и в том и в другом случае ОБЕ стороны ХОТЕЛИ ДРАКИ, каждый надеялся что-то на этом деле поиметь. И поимели, разумеется. Теперь понять бы — что именно.

Мне кажется, что понять Россию достаточно просто.

«Распад СССР — величайшая геополитическая катастрофа». Совершенно верно — с точки зрения имперской парадигмы. «Имперская» — не ругательство. Это общая железная парадигма ВСЕХ политиков в крупных европейских странах эпохи территориальных империй — «от начала времен» до конца II мировой войны, а точнее, до 1960-х годов, времени окончательного распада колониальных империй.

СССР — последняя из крупных территориальных империй. Что с западными империями случилось в 1960-е годы, то с СССР — в 1991-м (кстати, социально-технологически мы от Запада отстали к 1991-му примерно на тот же срок).

Но катастрофа — не катастрофа, а не открутишь назад кино! Восстановление империи невозможно, что Путин и признавал: «Кто не жалеет об СССР не имеет сердца, кто мечтает восстановить не имеет головы».

Но ведь есть вариант НЕОИМПЕРИАЛИЗМА.

         Да, не будет «восстановления СССР» как единой территориальной Державы. Но, например, РАСШИРИТЬ ВЛИЯНИЕ, ввести Грузию и Украину в зону своего ДОМИНИРОВАНИЯ — какой же тут СССР? И главный, обязательный, неотразимый для нашего антиамериканского сознания аргумент — «а вот США…». Действительно, штатов 50, а в зоне их влияния находится почти вся Латинская Америка, да и Канада, скажем…

         Каковы бы там ни были нюансы, направление ударов ясное.

         Свалить Саакашвили (Ющенко), в ходе политического кризиса в Грузии (на Украине) к власти приходят «пророссийские силы» (или страна распадается) — баланс сил на пространстве СНГ меняется необратимо «в нашу пользу». Как уж эти «пророссийские» силы «придут» — на танке прикатят или из трубы выскочат — неважно. Как неважно и их имя. Главное — ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА, та самая «Большая Игра», о которой галлюцинировало ОРТ несколько месяцев назад. Игра на пространстве СНГ — но против ненавистно-сладкой Америки. Тут же, кстати, и «боковые ходы» — марш-броски к Чавесу и Ко, в их мягкое подбрюшье: как вы к «нашему Саакашвили», так и мы, так и мы…

         Почему «события» произошли именно тогда, когда они произошли, ясно: Россия «встала с колен» и отвела ногу… Нефтедоллары пьянили: «когда кони сыты, они бьют копытами». Август 2008 — высшая точка нашего нефтедолларового подъема, та высшая точка, из которой уже виден крутой спуск, но осталась еще нерастраченная инерция силы, азарта. Ну а в декабре 2008-го дело было уже совсем плохо, но, видно, «завод инерции» еще не кончился.

Почему именно Грузия и Украина, ясно.

         Дело тут не только в паршивых личных отношениях Путина-Саакашвили и Путина-Ющенко. Мы не в «Трех мушкетерах», войны не начинаются по капризу королей. Наоборот — паршивые личные отношения есть, в конце концов, проекция напряженных межгосударственных отношений. А они имеют вполне объективную причину.

         После распада СССР на карте появилось 13 республик — и Россия.

         Вполне понятно, что свою экспансию Россия должна была устремить сначала на самых уязвимых, слабых.

         Кто же это?

         Очевидно: как раз Грузия/Украина.

         В отличие от стран Средней Азии и Азербайджана они зависят от русского газа.

         В отличие от стран Балтии они не успели сделать «рокировку» — прикрыться, вступив в НАТО-ЕС. Точнее, их элиты как раз собрались нечто подобное сделать, но собрались поздно, когда Россия уже заиграла силой. Вот они под замах-то и напросились.

         Программа минимум — перевести их в состояние примерно такой же зависимости от России, как Армения (для Грузии) или Белоруссия (для Украины). Программа максимум — а Бог его знает…

         В любом случае, успех качественно изменил бы все силовое поле на постсоветском пространстве.

         Такими были вполне очевидные геополитические соблазны для России. Это и спровоцировало обе войны.

         Каков же результат геополитического эксперимента?

         В случае с Грузией Россия формально «победила», хотя трофей в виде чемодана без ручки, но с кирпичами внутри едва ли стоит считать выгодным.

         В случае с Украиной обе стороны остались при своих.

         В обоих случаях зрители ОРТ-РТР уверены, что «наше дело правое, Победа — за нами» (а вопрос «в чем же Победа?» вызывает честный ответ «пошел … … … !»).

         Но на самом деле итог обеих войн совершенно одинаковый.

         Грузия и Украина показали миру многое — и глупость, и слабость, и неадекватность, и т.д. и т.п. Но гораздо важнее, что при  всем том они показали свою НЕЗАВИСИМОСТЬ от России. В буквальном смысле: Россия не смогла поставить их в зависимость от себя. И гарантом их независимости выступила Европа. Старая, трусливая, склонная к компромиссам, зависимая от русского газа и т.д. и т.п. Европа оба раза вежливо, но твердо остановила экспансию РФ.

         И Россия, на самом деле, ПРИЗНАЛА НЕЗАВИСИМОСТЬ — и Украины и Грузии. Россия признала, что у нее НЕТ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ. В рамках а) международного права, б) своей политической и экономической зависимости от ЕС Россия признала несомненный факт.

         Вступила Грузия-Украина в НАТО — или нет.

         Сильные это страны — или держащиеся на честном слове.

         Умные там президенты — или «психи».

         Все это не имеет НИКАКОГО значения.

         Эти страны НЕЗАВИСИМЫ от России — Россия НЕ МОЖЕТ ДИКТОВАТЬ ИМ СВОИ УСЛОВИЯ.

         Больше того.

         Бросив на стол свои козыри, Россия их потеряла.

         Против Грузии было два козыря — Южная Осетия и Абхазия. Россия могла считать, что, используя эти козыри, можно давить на Грузию. Что ж, козыри использованы, игра сделана. Козыри остались при России, а других средств давления на Грузию — нет. Тем более что Грузия, наконец, делает рокировку — заключает союз с США. «Тема ушла».

         Против Украины козырем была, понятно, труба. Выяснилось, что это — бумеранг. Выяснилось, что с точки зрения ЕС и международного права, Украина = России. А каждый удар трубой по Украине РАЗРУШАЕТ ТРУБУ. Трубу, которая составляет внутренний хребет Вертикали.

         Компромисс, достигнутый с Украиной, означает одно: отныне она от нас независима, т.е. может играть с Россией, как РЕАЛЬНО равный партнер. И это — еще без рокировки в НАТО, ЕС и т.д.

         Вот такой итог двух «экспериментов».

         Собрались по шерсть, а вернулись стриженными…

         Теперь вопрос — проиграла ли от этого Россия?

         А это — в зависимости от того, что понимать под «Россией», в зависимости от того, как она сама (т.е. Кремль) понимает свои интересы.

         Если Россия — обломок империи, цель которого так или иначе восстановиться, достроиться, пусть в другой форме, до исходного имперского состояния, то тогда Россия потерпела тяжкое поражение. Она заперта в капкане… размером с одну восьмую суши, с населением в 130 млн бедолаг. Вырваться из  капкана, как выяснилось — невозможно.

         Оказалось, что нездоровый нефтедолларовый жир не заменит стране политико-экономические мускулы.

         Внешняя, территориально-политическая экспансия, составлявшая «национальную идею» в течение веков, отныне ограничена… Южной Осетией. Да, «у России — два союзника. Южная Осетия и Абхазия». Вот такие пироги.

         Впрочем, если другой «идеи» все равно нет, а есть ощущение «капкана», то последуют — неизбежно — новые, куда более болезненные попытки реванша, жестокие удары головой о стенку…

         Если же Россия — хотя бы поневоле — но признает себя страной XXI века, когда территориальная (или квазитерриториальная) экспансия совсем не в моде, когда задачи страны не экстенсивное, а ИНТЕНСИВНОЕ развитие, цель — не ставить кого-то «на колени», а поддерживать, увы, вежливо-партнерские отношения, то тогда все в порядке! Россия одержала — спасибо Грузии-Украине-ЕС — огромную победу. Победу — над собой, над своей имперской дурью.

         Нет больше дешевых имперских соблазнов, этот путь пройден — до упора. Надо переходить на совсем другие рельсы. И спасибо, если для ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ОТРЕЗВЛЕНИЯ удалось обойтись такими легкими, легчайшими, в сущности, совершенно бескровными и невесомыми уроками.

         Если, конечно, урок пошел впрок!

         Тогда не Грузия-Украина обрели независимость от России, а Россия обрела независимость от них, а точнее, ВНУТРЕННЮЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ от своих имперских глюков. Россия вырвалась из «капкана» — в том смысле, что сняла капкан со своей головы, признала, что никакого «капкана» в природе нет.

         Украина и Грузия, как и остальные страны СНГ — ЧУЖИЕ, ИНОСТРАННЫЕ государства. Будем с ними и торговать, и партнерствовать (куда денемся!), но не несем за них никакой ответственности «старших братьев». И свое имперское подсознание этими сеансами психотерапии — излечили.

         «Свободен, свободен, наконец-то — СВОБОДЕН!»

Версия для печати