Ритуальная жертва или дойная корова?
На минувшей неделе состоялась расширенная коллегия Следственного комтета при прокуратуре (СКП), на которой глава СКП Александр Бастрыкин заявил: «В последние годы организацией махинаций занимались лучшие финансово-экономические специалисты, в частности, действующий заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак и бывший заместитель министра финансов РФ Вадим Волков, работавший в этой должности в 1999-2004 годах».
Итак, «дело Сторчака», которое казалось безнадежно проигранным силовиками после освобождения заместителя министра, не только реанимировано, но и может затянуться и разрастись. Правда, сумма якобы похищенного «усохла» с 43 до 18 миллионов долларов, а причастность высокопоставленных чиновников к хищениям, по словам Бастрыкина, «установлена экспертным путем».
После заявления о том, что дело основывается на «экспертных оценках», не остается никаких сомнений, что оно сфабриковано. А уж в том, что генпрокуратура «заточена» под выполнение политических заказов пресловутых «силовиков», сомнений никогда и не было, особенно после «дела ЮКОСа». Наконец, совершенно очевидно, что ни Сторчак, ни Волков сами по себе Бастрыкина и его заказчиков не слишком интересуют. Главная мишень – вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин.
Возобновившаяся активность силовиков, которые копают под Кудрина, легко объяснима. На не слишком сговорчивого министра финансов, который в течение восьми лет – до осени прошлого года – отбивал многочисленные поползновения распилить сверхдоходы, всегда неплохо что-то иметь, причем желательно, чтобы в этом «чем-то» не были замазаны премьер или президент. В нынешних же обстоятельствах, когда резервы решено распечатать и деньги живительным дождем – только кепку подставляй – прольются на «системообразующие» предприятия и банки, возможность в любой момент вызвать министра в прокуратуру в качестве свидетеля по делу его заместителя – прямой путь к личному процветанию и благоденствию. В конце концов, свидетель может в какой-то момент изменить статус и стать обвиняемым. Найдутся «эксперты», по оценке которых Минфин давно превратился в преступную группу расхитителей народной собственности, а во главе «осиного гнезда» стоял сам министр.
Иными словами, речь идет о банальном шантаже. Вопрос в том, почему Алексей Кудрин, который прямо поручился за своего заместителя и сумел добиться его освобождения из-под стражи, не в состоянии этот шантаж пресечь, несмотря на весь свой авторитет и влияние. Вероятно, президент и премьер заинтересованы в том, чтобы держать Кудрина до поры до времени в «подвешенном состоянии».
Недавно лидеры «Солидарности» представили свою антикризисную программу, главным требованием которой была отставка премьера Путина. Причем Борис Немцов считает этот сценарий вовсе не таким невероятным, как может показаться на первый взгляд. Развитие кризиса в России уже серьезно ударило по доходам граждан. Девальвация рубля грозит взлетом цен на продовольствие и предметы повседневного спроса, в которых весьма существенна доля импорта. Сюда же добавляется стремительный рост безработицы. Одним словом, почва для социального взрыва самая подходящая.
Властям придется назначить «виноватого». Лидеры «Солидарности» справедливо считают, что на эту роль идеально подходит премьер. Действительно, в профессиональной пригодности Владимира Путина в качестве руководителя экономического блока даже сомнений не возникает – он абсолютно профнепригоден. Однако надеяться на то, что президент решится на дворцовый переворот, направленный против своего бывшего босса (по крайней мере, пока) не приходится. К роли «ритуальной жертвы», видимо, готовят Кудрина. Об этом косвенно свидетельствует бурная активность вице-премьера без министерства Игоря Шувалова, который выступает на поле, которое в прежнем правительстве традиционно занимали Алексей Кудрин и Герман Греф. Не исключено, что Шувалова готовят на смену.
Правда, свалить лучшего министра финансов, который накопил гигантские резервы, позволяющие стране не стоять с протянутой рукой в длинной очереди потенциальных банкротов, не так уж и просто. А уж обвинить Кудрина в провале антикризисных мероприятий, инициатором большинства которых были президент, премьер и его заместитель Шувалов, выполняющий функции «стратега» в правительстве, и вовсе почти невозможно. Поэтому для начала надо Кудрина скомпрометировать, обвинить в воровстве или коррупции, а там уже можно и все неудачи на него сваливать.
Так что реанимированное «дело Сторчака» может оказаться элементом сценария, при котором властям придется пожертвовать сильной фигурой для того, чтобы удержаться у власти. Понимает ли это Алексей Кудрин? Не может не понимать – не первый день с этими людьми работает. И лучше, чем кто бы то ни было знает, что можно от них ожидать. Единственная его надежда — это то, что восстановление экономики начнется раньше, чем развитие кризиса приведет к массовым социальным и политическим протестам.