КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеДемонстрант должен сидеть в тюрьме

30 АПРЕЛЯ 2005 г. МИХАИЛ БЕРГЕР
Nevsru.com

Собаке – собачья смерть! Таков главный тезис комментария, который дал бывший спикер Госдумы, один из предполагаемых кандидатов в президенты России Геннадий Селезнев по поводу ареста российских граждан в Минске. Каждый год в Минске проходит митинг, связанный с чернобыльской трагедией. На этот раз в ходе митинга были задержаны 32 человека, 14 из которых – россияне. Причем, помимо активистов молодежных «Яблока», СПС, «Идущих без Путина», в числе задержанных оказались два российских журналиста: корреспонденты «МК» и «Русского Newsweek». Геннадий Селезнев, возглавляющий ныне Общественную палату союза России и Белоруссии (кто бы знал, что это такое и во что обходится эта общественная деятельность российским налогоплательщикам или назначенным коммерсантам?) как раз оказался в Минске. В своем интервью «Эху Москвы» этот видный наш политический деятель сказал, что с хулиганами должны разбираться судебные органы. На прямой вопрос обозревателя «Эха»: готов ли Селезнев подписаться под словами «так им и надо», наш б.спикер Думы не медленно выпалил: «Конечно!». И потом он еще долго рассуждал на о том, что надо уважать законы страны, в которую приезжаешь.

Интересно, где был Селезнев с этими плодотворными идеями, когда в Катаре судили двух российских агентов спецслужб, которые и всего-то навсего приехали в чужую страну взорвать одного неприятного чеченца. И взорвали. И если верить решению катарского суда (как Селезнев призывает верить суду белорусскому), наши агенты действительно нарушили законы страны, в которую приехали.

Ну да что там спрашивать с б.спикера Селезнева. У нас есть люди и структуры, которые, в отличие от российско-белорусского общественника, просто обязаны вступиться за российских граждан, независимо от того, как они относятся собственно к действиям этих граждан. Им этим людям и службам именно за это и платят деньги, собранные у налогоплательщиков. И наш МИД, посол и Совбез должны были действовать в Минске точно также, как они действовали в Дохе. Это публика и газеты рассуждали: убили наши агенты Яндарбиева или не убили, а МИД, Совбез и прочие вовлеченные структуры и чиновники без лишних рассуждений делали все, что вытащить наших сограждан на Родину. Сначала вытащить, а потом разбираться. Тогда ведь даже самые оголтелые оппоненты Путина не позволяли себе соображений типа «так им и надо, нечего в чужих странах взрывать кого попало!». Есть безусловные обязательства государства по отношению к своим гражданам. И государство должно использовать все свои возможности и рычаги для того, чтобы в любом случае вытащить своих. В случае с Катаром наши чекисты даже арестовали на всякий случай двух спортсменов с катарскими паспортами, которые имели несчастье оказаться в Москве. В Случае с Минском у российской стороны возможностей оказать давление неизмеримо больше.

Но посол России в Белоруссии Александр Блохин заявил, что не одобряет действия россиян, участвующих в демонстрации. Никто из российских дипломатов даже близко не подошел ни к тюрьме, где содержались россияне, ни к суду, где им выносили приговоры.

Хорошо, сделаем скидку на политическую инвалидность нашего посла в Минске, который считает, что если его сограждане не понравились белорусским милиционерам, то тем хуже для сограждан. Но ведь среди задержанных оказались и российские журналисты, которые просто выполняли в Минске свой профессиональный долг. Но по Блохину и по реакции российского МИДа им тоже «так и надо!». Представьте себе на минуту, что после захвата в Ираке итальянских журналистов Сильвио Берлускони не использует все возможности для их освобождения, а говорит: так им надо!

Какой-нибудь умник может сказать: в Катаре наши офицеры выполняли задание Родины, а в Минске журналисты оказались по инициативе своих редакций. Но в таком случае получается, что задание по ликвидации без суда и следствия нехорошего человека за рубежом находится под защитой государства, а журналист, не покушающийся ни на чью жизнь, но освещающий «не те» события, не в праве рассчитывать на помощь и защиту своей страны? Но если консульские функции российского государства распространяются только на госслужащих и офицеров спецслужб, то может тогда освободим остальных граждан и от уплаты налогов?

Конечно, нелепо делать вид, что мы не понимаем, почему российские официальные лица действуют по отношению к россиянам в Минске совсем не так, как по отношению к россиянам в Дохе. Похоже, что между Москвой и Минском существует негласное соглашение о взаимно преследовании оппозиции и несанкционированных демонстрантов. Москва и Минск могут тяжело спорить о введении общей валюты и прочих деталях объединения. Но они полностью сходятся в том, что выступающие против власти должны сидеть в тюрьме, и это их понимание выше определенных законом обязательств по отношению к собственным гражданам.
Версия для печати