Оно им надо?
Последнюю пару недель политические комментаторы по обе стороны Атлантики как мантру повторяют фразу, сказанную вице-президентом США Джозефом Байденом. Фразу о том, что в российско-американских отношениях давно пора нажать на кнопку «перезагрузка». Готов похвалить спичрайтеров за удачную находку. Да и у специалистов по российско-американским отношениям, наконец, появилась работенка. Уже высказано немало предложений (порой весьма разумных и в высшей степени конструктивных), появилась уже пара продуктивных теорий о том, как именно следует эти самые отношения улучшать.
При этом открытым остается базовый, на мой взгляд, вопрос. А с какого, собственно говоря, рожна путинский режим должен быть заинтересован в улучшении отношений с США. С Вашингтоном все более-менее понятно. Россия находится если не на периферии американских интересов, то уж точно не в самом центре. В центре — Ирак (надо выбираться), Иран (надо договариваться), Афганистан (позарез надо побеждать). И, разумеется, Китай — главный партнер-соперник Вашингтона в нынешнем столетии. Неслучайно, в свой первый визит за границу новый госсекретарь отправилась не в Москву, а в Пекин. В этой ситуации Вашингтону нужно от Путина и Ко не так уж много: чтобы не мешали. Не случайно министр обороны США Роберт Гейтс, не скрывая раздражения, говорил, что ныне Москва шлет противоречивые сигналы. С одной стороны, вроде бы демонстрирует полную готовность к сотрудничеству по Афганистану, включая обеспечение наземного транзита невоенных грузов (в Москве прошли в высшей степени успешные переговоры), а с другой — всячески вредит американцам, заставляя, например, Киргизию закрыть базу США в международном аэропорту Бишкека.
В этой ситуации стратегия США в отношении России более-менее очевидна: демонстрировать всяческое уважение сошедшей на нет сверхдержаве, ублажать кремлевские комплексы неполноценности. Отличная возможность для этого — полномасштабные переговоры по стратегическим наступательным вооружениям. Такие переговоры поднимают статус России — как-никак единственная страна в мире, которая гарантированно может уничтожить самую могущественную державу. При этом Клинтон в ходе визита в Пекин дала понять, что нынешняя администрация совсем не собирается зацикливаться на защите прав и свобод в других странах. Госсекретарь заявила, что приоритеты администрации в отношениях с иностранными государствами будут сводиться к трем «Д»: defense (оборона), diplomacy (дипломатия), development (развитие). Обозреватели обратили внимание на многозначительное отсутствие четвертого «Д» — демократии.
Казалось бы, налицо полный триумф путинской политики, главной целью которой как раз и было обеспечение невмешательства Запада (другой вопрос, собирался Запад вмешиваться или все подозрения — результат путинской паранойи) в деятельность нашей родной «суверенной демократии».
Именно ради этого Москва устраивала истерику относительно угрозы американской ПРО и якобы существующего превосходства НАТО в обычных вооружениях. Именно поэтому грозила американцам всевозможными «ответными мерами». Именно ради этого заранее набирала козыри для будущего торга, например, относительно базы в Киргизии. И вот счастье наступило, американцы на все согласны. Они готовы, как в годы «холодной войны», обсуждать зачет не только боеголовок, но и носителей. И, если не отказаться вовсе, то серьезно замедлить темпы развертывания ПРО. И даже навсегда заткнуться про политические права и свободы в России.
И теперь можно затеять многолетние переговоры по стратегическим вооружениям, торговаться вокруг сотрудничества по Афганистану и Ирану и демонстрировать тем самым подведомственному народу, что Россия в очередной раз встает с колен.
Штука в том, что теперь Владимиру Владимировичу это не так чтоб очень нужно. Кризис у нас. Доброжелательные отношения с США и с Западом в целом не помогут — денег оттуда не получить. А голодных людей байками про вставание с колен и про то, что «и Вашингтон вынужден признавать международный авторитет России», надолго не займешь. Тут нужны средства посильнее. Например, общенациональная мобилизация перед лицом изготовившегося к броску коварного врага. Догадайтесь с двух раз, какое государство будет назначено нашим главным врагом. Уж точно не Китай. И что толку, что американцы замедлят развертывание ПРО или отложат вступление Грузии и Украины в НАТО на неопределенный срок. Москва тут же выкатит им какие-нибудь новые немыслимые условия и претензии. Потребует, к примеру, ввести ограничения на совокупную численность войск всех государств НАТО, так чтобы она соответствовала численности Вооруженных сил России. А еще потребует гарантий, что отныне расширение НАТО будет осуществляться только с согласия России. Отказ выполнить эти требования будет однозначно трактоваться как подготовка к агрессии против России. Для сохранения путинского режима нужно не сотрудничество с Западом, а умеренная, так сказать, хроническая ссора.
Тем, кто без конца повторяет слова о перезагрузке, пора бы задуматься о том, насколько совместимы системы, которые таким образом будут запущены.