Апология Авена. Часть вторая
Ай-ай-ай-ай-ай-ай. Плохо.
Первый блин нашей политической масленицы в этом году вышел комом. Петр Олегович Авен, судя по всему, пока не будет премьер-министром Латвии. И всего лишь, похоже, из-за несвоевременной утечки деликатной, как лионская ветчина, информации.
А ведь почти целый праздничный понедельник, 23 февраля 2009 года, мы прожили в оптимистическом предвкушении: появился большой олигарх, который таки понял, как надо!
Напомним. Петр Олегович Авен стал нашим любимым литературным героем после того, как осмелился вступить в прямую мировоззренческую полемику с русским писателем Захаром Прилепиным. Благодаря чему забронировал себе благосклонное упоминание в будущей всемирной энциклопедии.
Уже тогда мы поняли, что перед нами — не просто обычный паразит-утилизатор. Но олигарх-первопроходец. Настоящий русский пионер.
Неудивительно, что наш Петр мог стать первым и в другом важнейшем деле — поиске единственно правильного пути легализации современной РФ-элиты в цивилизованном мире.
Собственно, легализацией этой наши олигархи пытаются заниматься давно. Сначала они покупали именитые футбольные клубы и думали, что за это их сделают в цивилизованном мире своими. Не вышло. Тогда (примерно с 2008 года) стали скупать на корню бульварные газеты. Мол, если с футболом не вышло, легализуемся через любимые западным народом печатные СМИ! Надо ли говорить, что и на этой стезе доверчивых олигархических мальчиков ждет глубокое разочарование. Очень скоро.
Но не таков П. О. Авен. Он-то всё понимает до правильного конца.
Еще летом 2007-го мы посоветовали Владимиру Путину и его соправителям: чтобы красиво выйти из муторной русской игры и полноценно отмазаться в международном масштабе, неплохо бы каждому из них прикупить себе по недорогому тихому государству. Спокойному, чтобы не помнить про большую бессмысленную Россию; небогатому, чтобы и одного миллиарда долларов было уже сверхдостаточно; и комфортабельному, дабы от постсоветских стандартов VIP-существования не отвыкать.
И первым готов был последовать нашему совету конечно же самый мудрый и глубокий из них. Корреспондент Прилепина, Петр Олегович Авен.
И пусть речь в латвийском случае шла не о собственности, а только о доверительном управлении. Зато страна — член НАТО и Евросоюза. И не в тропической океанской дыре, а в стратегическом месте постоянной, как смерть, Европы.
И нет никаких сомнений, что П. О. стал бы прекрасным премьер-министром для Латвии.
Он никогда не решил бы заниматься в этой маленькой стране бесплатной приватизацией, платной коррупцией и физическим уничтожением конкурентов. Потому что член российской элиты, будучи помещен в Европу, пытается вести себя словно истовый европеец.
Вот тут недавно мой старый приятель Боря Березовский прислал мне книжку о том, как он в Лондоне с М. Фридманом и Б. Немцовым судился. Книжка длинная, скучная, я ее в самолете Москва-Лос-Анджелес почти всю пролистал.
Кто там на самом деле прав — Березовский или Фридман с Немцовым, — я, конечно, не разобрался. Да и неважно это. Суд решил вроде, что Березовский — ну и Бог с ними со всеми.
Важно другое: как ведут себя наши бизнесмены элитных пород в этом английском суде. Совсем как простые граждане. Заходят робким бочком. Судье отвечают чуть не дрожащим голосом. А главное — говорят честно, со всеми скандализирующими подробностями.
Можно ли представить себе что-то подобное в российском суде? До нашего суда никакая персона уровня Фридмана (Березовского) и не докатится никогда. Не царское дело. В лучшем случае — пошлет вместо себя чемодан утомленной наличности.
Так вот. В Латвии мы увидим иного Авена. Европейской
сборки.
И мы бы советовали латвийским политикам не кочевряжиться
и все же попытаться Петра Олеговича уговорить. Причем выдвигать его в премьеры
должна, по нашему мнению, самая националистическая и антирусская фракция
латвийского парламента — «Тевземей ун Бривибай» («Отечеству и свободе»). Потому
что П. О. окажется первым за всю постсоветскую историю Латвии премьер-министром,
который на самом деле (а не только для PR-целей) глубоко презирает эту грязную вонючую Россию.
П. О. вообще может сделать для Латвии очень много хорошего.
Например.
Используя свои признанные бизнес-таланты и дружбу с руководителями РФ, вернуть в состав ЛР конфликтогенный Пыталовский район Псковской области. Предоставив взамен правительству Владимира Путина высокотехнологичные МОУ (мертвого осла уши) новейшего евро-атлантического образца. (Кстати, в этом контексте назначение Турчака-младшего новым псковским губернатором сулит особые ожидания.)
Или.
Решить для новой Родины проблему безработицы. Если б П. О. перебрался в Латвию, то не менее 10% экономически активного населения страны могли бы получить места его водителей, охранников, горничных, официантов, парикмахеров, посыльных, тренеров, коучеров, чистильщиков премьерской обуви, протирателей премьерских очков, дегустаторов премьерских трапез, воспитателей премьерских собачек, рассказчиков свежих балтийских анекдотов и мн. др.
Еще.
П. О. мог бы перевезти в Ригу и выставить на публичное обозрение свою коллекцию живописи и графики. В таком случае доходы латвийской туристической отрасли выросли бы на 50-70% уже в первый год его премьерства. Больше того — качественно изменилась бы сама структура национальной экономики. Из страны бальзамов, шпрот, несъедобно холодного моря Латвия превратилась бы во вместилище петровской коллекции, что, согласитесь, куда как почетно.
Наконец.
П. О. способен, пожалуй, окончательно решить проблему латвийских нацболов. Путем уничтожения легендарного Абеля-Линдермана и пожизненного запрета на въезд в Латвию для Захара Прилепина, своего партнера по переписке.
Разве этого мало?
Мелочные злопыхатели и завистники, правда, утверждают, что во всей Латвии Петра Олеговича Авена более всего интересует так называемый «Парекс-банк». Где долгие годы хранились не только явные средства совладельцев «Альфа-групп», но и совершенно секретные деньги разнообразных РФ-чиновников и приравненных к ним физических лиц. И нынче, когда этот «Парекс-банк» вроде как обанкротился, в руках латвийского правительства оказалась вся его зловещая база данных. Которую надо срочно вернуть под разумный контроль нашей заинтересованной стороны. Не говоря уж о деньгах, сгоревших всё ещё не совсем.
Недаром повсесердно знаменитый судья Валтасар Гарсон, не успев даже выучить по-русски слова «money», «текел» и «парекс», слег на прошлой неделе с приступом паники. Видимо, он просто представил себе, с каким количеством (и качеством) российского материала ему вскоре придется столкнуться.
Но мы в столь примитивные мотивации П. О. Авена, конечно, не верим. Мы убеждены, что этот первопроходец делает еще один шаг в направлении северо-западной вечности. Резервируя за собою и второе энциклопедическое воспоминание.
А за П. О., Бог даст, потянутся и другие.
Вот, скажем, А. Л. Кудрин, не пожалевший нескольких стабилизационных миллиардов для спасения далекой прекрасной Исландии. Почему бы ему вскорости не сделаться премьер-министром этой страны? А для комплектной убедительности — еще Почетным предводителем троллей и Национальным лидером гоблинов?
Или О. В. Дерипаска. Этого, конечно, не везде пустят. Но на короля Черногории с пожизненным правом контрабанды сигарет и угона автомобилей — вполне потянет. А если нет — всегда есть пост президента независимого Косова. Которое в перспективе обещает особое место в Великой Албании.
Или, напротив, православный банкир С. В. Пугачев. Он мог бы своевременно перейти в католичество и при информационной поддержке газеты France Soir стать в скором будущем кардиналом. А дальше — по принципу известной легенды «у одного из наших вышло».
Россия же, оставшись безо всех подобных людей, как-то странно вздохнет и невиданным прежде взглядом посмотрит на себя в зеркало.
Пусть же все состоится. И у них, и у нас с Россией.
Третья часть «Апологии Авена» — следует...