КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииФинансы Украины остались без «крыши»

3 МАРТА 2009 г. ИННА БУЛКИНА
tsn.ua

Главный украинский вопрос последних месяцев — быть или не быть дефолту. После скандального отъезда из Киева миссии МВФ вопрос о дефолте стали увязывать с вопросом о кредитном транше: на минувшей неделе украинские чиновники наконец официально признали, что с кредитом возникли проблемы и оставшиеся 12 млрд долл. Украина рискует не получить. «Хлопнувшие дверью» эксперты МВФ предложили для начала радикально пересмотреть бюджет, и вместо запланированного роста ВВП в 0,4% заложить спад в 8%, а вместо прогнозируемой инфляции в 9,5%  — отталкиваться от показателя в 16%. Главное условие для получения второго кредитного транша — бездефицитный бюджет. Нынешний дефицит украинского бюджета — в расчете на виртуальный экономический рост — 4 млрд долларов.

Фактически Украине предложено сделать то, что сделали Латвия и Литва, т.е. выполнить условия МВФ: заморозить социальные расходы и кредитование экономики. Однако Украина не готова к латышско-литовским последствиям, собственно к тому, что киевские политики называют «социальными потрясениями».

В украинском политикуме до последнего момента преобладали два чувства: это страх и что-то вроде мстительного «упоения в бою, у бездны мрачной на краю». С одной стороны, «социальные потрясения» в многомиллионной Восточной Украине, в самом деле, будут несколько отличаться от прибалтийской разминки. С другой стороны, когда эксперты говорят о 90-процентной вероятности «суверенного дефолта» (т.е. дефолта правительства Тимошенко), то едва ли не в первую очередь называют причину политическую: украинские политики сознательно «топят» друг друга — это не секрет, и не исключено, что Виктор Ющенко использует свое влияние на Нацбанк, чтобы не допустить продажи правительством ценных бумаг для покрытия долговых обязательств — выплаты зарплат и пенсий. Это и есть т.н. искусственный суверенный дефолт, смысл которого в «дестабилизации политических конкурентов».

Но все-таки «суверенный дефолт» по инициативе Ющенко — это лишь «худшая из версий». В действительности игра «Ющенко contra Тимошенко» в интерьерах МВФ происходит следующим образом: Ющенко берет сторону экспертов, призывает к секвестру и укоряет правительство за нереальный бюджет. Тимошенко в свою очередь укоряет Ющенко. 

Но если препирательства первых лиц — вещь до оскомины привычная и мало что меняющая в обстоятельствах украинской политики, а проблемы с кредитным траншем — условие в какой-то степени внешнее, нашумевшая отставка министра финансов Виктора Пинзеника и последовательно продлеваемый «отпуск» главы Нацбанка Владимира Стельмаха, мало сказать, сигнализируют — вопиют о финансовой катастрофе. И по большому счету не важно, что Пинзеник демонстративно ушел со своего поста из-за разногласий с премьером, а Стельмаха вынудили к уходу депутаты Рады, предводительствуемые все той же фракцией премьера Тимошенко. По сути два головных финансовых ведомства Украины остались «без крыши».

В риторике Тимошенко МВФ — это некий «добрый государь», который напуган не бюджетным дефицитом, но злостным интриганством. И достаточно обратиться к нему с «совместной декларацией», как сердце его непременно растает, и … «узнавши о такой их дружбе, государь пожалует их генералами», то бишь тем самым вожделенным траншем.

Как ни странно, в последнюю минуту произошло именно это, причем на условиях президента, а не премьера. Много месяцев общавшиеся исключительно в формате телешоу, Ющенко и Тимошенко наконец сели за стол переговоров. Более того, они договорились. Кабмин согласился пересмотреть бюджет, премьер Тимошенко и спикер Литвин пообещали не терроризировать более Нацбанк, так что «загоравший» всю кризисную зиму в вынужденном «отпуске» глава НБУ Владимир Стельмах теперь сможет вернуться к своим обязанностям. А «добрый государь» из МВФ прибудет в Киев на будущей неделе — когда получит приглашение, и когда, что важно, в Киеве появится наконец министр финансов, уполномоченный вести переговоры с представителями фонда. Пока такового нет.


 

Киев

Версия для печати