КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозиции«Главный мой приоритет —
проблемы Сочи и его жителей»

12 МАРТА 2009 г. БОРИС НЕМЦОВ

ЕЖ12 марта объединенное демократическое движение «Солидарность» должно принять решение о выдвижении своего сопредседателя Бориса Немцова кандидатом на пост мэра Сочи — города, в котором он родился. Выборы мэра назначены на 26 апреля, 26 марта заканчивается подача заявлений. На сегодня о желании участвовать в выборах заявили трое: местный предприниматель Павел Емельяненко, военный пенсионер Сергей Бернасовский и генеральный директор ОАО «Российская авиакомпания «Эрлен» Николай Кузнецов. Исполняющий обязанности мэра Сочи Анатолий Пахомов, бывший мэр Анапы, уже четвертый глава города за последний год. 17 апреля появилось сообщение об отставке Виктора Колодяжного, который возглавил государственную корпорацию «Олимпстрой», занимающуюся, как явствует из названия, строительством объектов для Олимпиады 2014 года в Сочи. 29 октября Владимир Афанасенков объявил, что уходит с поста из-за болезни позвоночника. А в январе бывший мэр Армавира Джамбулат Хатуов стал первым вице-губернатором Краснодарского края.

В преддверии решения «Солидарности», которая проведет выездное заседание в Сочи с участием представителей местной общественности, Борис Немцов согласился ответить на ряд вопросов корреспондента «Ежедневного журнала» Григория Дурново о том, какие шаги он планирует предпринять на посту мэра в условиях подготовки к Олимпиаде и чего он ожидает от российской власти в связи с намерением баллотироваться.

 

- Правда ли, что все началось с обращения к вам местных жителей?

- Совершенно верно. Для меня это было неожиданностью. Обращение подписали неравнодушные и инициативные жители, в том числе бывший мэр города Вячеслав Воронков, который правил в Сочи еще в советские годы, представители Градостроительного совета Сочи, экологи, журналисты, бизнесмены, представители товариществ собственников жилья. Главное, что беспокоит жителей, это полная вакханалия в городе с мэрами — за один год их сменилось четыре, постоянно присылают пришлых людей с Кубани, при этом мэры несамостоятельные люди, выполняющие волю губернатора Александра Ткачева и не могущие решить ни одной проблемы. А в городе три крупных проблемы: социально-экономические неурядицы – то есть низкие доходы, высокий уровень бедности, скрытая безработица; транспортный коллапс – Москва по сравнению с Сочи город со свободным движением; и экологическая катастрофа в связи с Олимпиадой. Кстати, уровень поддержки Олимпиады в Сочи – самый низкий в стране. Парадокс, но в стране Олимпиаду поддерживают 75% населения, а в Сочи – около 40%. Помимо экологической катастрофы, Олимпиада создала и проблемы с выселением людей, проблему так называемого Олимпийского закона, который открывает для чиновников возможности творить полный беспредел в отношении изъятия земли, например. Местные жители, которые обратились ко мне, считают, что мэром должен быть федеральный политик, имеющий отношение к Сочи.

 

- Есть ли у вас уже программа действий на посту мэра? Какие первые шаги вы собираетесь сделать, если будете избраны?

- О программе говорить пока сложно, но первым делом должна быть снята информационная блокада сочинцев и граждан России, связанная с тем, что происходит в городе вокруг Олимпиады. Должна быть отменена цензура – по крайней мере, в одном городе, и я считаю это предельно важным, потому что если мы хотим сделать что-то хорошее для города, для горожан и для страны, то лучше, чтобы люди знали о том, что происходит. Второе – это конструктивное предложение по проведению Олимпиады: сохранить за Сочи статус столицы Олимпиады, проводить в городе открытие и закрытие Олимпийских игр, но из соревнований оставить там только горные лыжи, бобслей, прыжки с трамплина, то есть виды спорта, связанные с горами. А коньки, хоккей, биатлон, лыжные гонки проводить в других городах, традиционно развивающих эти виды спорта. Таким образом, решается масса проблем. Во-первых, проблема экологической катастрофы. Во-вторых, проблема переселения граждан: конечно, кто-то все равно столкнется с проблемой переселения, но таких людей будет гораздо меньше. В-третьих, проблема транспорта: не надо будет строить огромные порты в районе Имеретинской низменности с тем, чтобы потом их закрывать. В-четвертых, проблема поддержки зимнего спорта в России. В-пятых – и это важнейший пункт – проблема будущего соответствующих спортивных объектов после Олимпиады. Очевидно, что если путинская авантюра будет реализована, то после 2014 года объекты, построенные в Сочи к Олимпиаде, придут в негодность и миллиарды будут выкинуты на ветер. Сочи – субтропический курорт, здесь, например, никогда не было хоккейной команды, то есть не было культуры игры в хоккей, так же как и культуры конькобежного спорта. Поэтому стадионы, если их построят в месте, где никто никогда этими видами спорта не занимался — это выброшенные деньги. Все эти объекты будут деградировать и станут памятниками авантюризму и идиотизму. Я думаю, решение, которое я предлагаю, с его очевидными преимуществами, будет поддержано гражданами города и страной тоже, потому что, например, надо развивать и поддерживать лыжный спорт в Центральной полосе России. Очевидно, что если какой-нибудь из российских городов станет олимпийским хотя бы по этому виду спорта, это будет гигантский толчок для развития. Конечно, это предложение нуждается в одобрении Международного олимпийского комитета, оно потребует серьезной бюрократической и дипломатической работы. Но, на мой взгляд, игра стоит свеч. Ради того, чтобы спасти репутацию страны и город, чиновникам стоит поднапрячься и дополнительно поработать. Главное возражение чиновников состоит в том, что заявка России была другой, а чтобы поменять заявку, нужно делать все заново. Это возражение понятно, но в данном случае неприемлемо, потому что то, что происходит сейчас — это катастрофа. Ни один объект еще не построен, город стал заложником авантюры.

 

- Можно ли будет таким образом полностью решить экологическую проблему? Ведь часть объектов все равно останется в Сочи и будет представлять собой угрозу для местной экологии.

- В любом случае, масштабы ущерба, несомненно, будут меньшими. И я думаю, что прокладка горнолыжных трасс не будет сопряжена с каким-то варварством в отношении природы. Кроме того, мне представляется естественным, чтобы в районе Красной Поляны был горнолыжный курорт. Он и был там, но недоразвитый, совковый, без достаточной инфраструктуры. Сам факт превращения Красной Поляны в российский горнолыжный курорт европейского уровня, на мой взгляд, был бы крайне позитивен. При этом можно сохранить природу: например, на австрийских горнолыжных курортах существует мощнейшая инфраструктура, при этом природа сохранена, и никто этому не удивляется. Проблема в другом: существует огромная техногенная нагрузка на эту территорию, поэтому строительство огромного количества других сооружений – стадионов, дворцов – окажется губительным. Поэтому мне представляется, что идею децентрализации с сохранением Сочи как столицы Олимпиады примут на ура. Я уж не говорю про жителей Имеретинской долины — они будут просто счастливы. Кстати, у меня есть вполне конкретное предложение и в отношении жителей Имеретинской долины. Камень преткновения в том, что их недвижимость и земля оцениваются несправедливо, потому что оценщиков назначает госкорпорация «Олимпстрой». Предложение состоит в том, чтобы оценщиков назначали представители «Союза жителей Имеретинской долины», «Олимпстроя» и мэрии, чтобы можно было принять консенсусное решение, как в случае избрания третейского судьи. Несмотря на технологичность предложения, это решение проблемы. Что касается коррупции при самом строительстве, я считаю, что нужен попечительский совет при «Олимпстрое», состоящий из представителей двух уровней: федерального и городского. Этот совет должен обладать широкими полномочиями, то есть иметь право осуществлять проверку проведения тендеров, допускать прессу к проведению тендеров, проверять финансовые документы, денежные потоки. Такое есть во всем мире, кроме путинской России: когда на Олимпиаду тратятся бюджетные деньги, создаются независимые попечительские советы, которые могут от имени общественности контролировать расходование денег. Я думаю, подобное решение может снизить уровень коррумпированности. Кроме того, в Сочи идет градостроительная вакханалия, спонтанная застройка, естественно, тоже сопряженная с получением взяток. Поэтому необходима тотальная инвентаризация земель, принятие градостроительного плана.

 

- В условиях, когда решения о строительстве в городе, связанные с Олимпиадой, принимаются на федеральном уровне, какие решения может принимать мэр? Может ли он регулировать процесс?

- Я думаю, Олимпиаду в Сочи без мэра провести нельзя, хотя очевидно, что большая часть инвестиций в олимпийское строительство – это федеральные деньги. Задача мэра в этой ситуации – защитить жителей от Олимпиады, если она им угрожает. И федеральные власти будут вынуждены с этим считаться. Я хочу, чтобы в моем родном городе проходила Олимпиада, но я не хочу, чтобы от нее страдали граждане. В этом и будет состоять моя функция: если я буду облечен полномочиями со стороны народа, то я буду должен защищать интересы граждан. До сих пор статус мэра в Сочи был ничтожным, мэры в политическом смысле ничего собой не представляли, являясь ставленниками Ткачева, не могли ни на что влиять и назначались по согласованию с федеральной и краевой властью. Если же будет избран мэр от оппозиции, то его статус будет, очевидным образом, выше. Поэтому не учитывать мнение города и горожан не получится. При этом я не собираюсь конфликтовать с властью по пустякам, на всякие мелкие пакости реагировать не буду. Но по крупным вопросам, как я считаю, надо занимать принципиальную позицию. Выборы мэра сильно отличаются от назначения губернаторов, поскольку предполагают не согласование с властями и встраивание в их вертикаль, а практическую работу, основанную на демократических идеалах и принципах.

 

- Если говорить о проблемах города, не связанных непосредственно с Олимпиадой, то каковы будут ваши первые действия по их решению?

- Здесь есть два основных направления: транспорт и энергетика. Энергетику я знаю не понаслышке: когда я был вице-премьером, я возглавлял комиссию по делам Сочи. В городе гигантский дефицит генерации электроэнергии и тепла. С теплом ситуация еще не столь катастрофична – все-таки Сочи довольно теплый город. Но с электроэнергией настоящая катастрофа, и Олимпиада создает огромные проблемы в связи с этим. И без Олимпиады-то свет в городе периодически исчезал. Красная Поляна была раньше ориентирована на Грузию, на Ингури ГЭС, но сейчас в условиях нынешних отношений с Грузией я сомневаюсь, что с Ингури ГЭС можно что-то получить. По моей инициативе в Сочи была построена первая очередь четвертой ТЭЦ, надо будет форсировать строительство новых блоков – просто для того чтобы город дышал и жил. Дороги и градостроительный план – не менее важные проблемы.

 

- Сейчас говорится о планах строительства легкого метро в Сочи. Насколько жизнеспособны планы такого рода?

- Это довольно дорогостоящие проекты, которые на первый взгляд нужны городу, поскольку там постоянные пробки и все задыхаются, но детально они не просчитаны. В связи с глобальным секвестром всех бюджетов такие спорные проекты, скорее всего, будут сокращены. Но главное, что надо все посчитать и изучить. То, что транспортную инфраструктуру в городе надо развивать, в том числе и традиционные для Сочи средства передвижения, очевидно.

 

- Мы знаем, как наша власть поступает с оппозицией. Как вы оцениваете собственные шансы даже не на победу, а вообще на участие в выборах?

- Наша власть смертельно боится политической конкуренции, она использует гнусные, грязные, абсолютно бесчестные методы политической борьбы, она уничтожила и продолжает уничтожать оппозицию в России. В то же время мы как патриоты не имеем права на это безучастно смотреть. Поэтому мы будем участвовать независимо от того, как себя будет вести власть. В конце концов, мы это делаем не для того, чтобы получить какие-то должности, а для того, чтобы облегчить положение людей. В Сочи и, в сущности, в стране, потому что Сочи сейчас третий по значимости город в России. Уровень истерики я оцениваю как очень высокий, в первую очередь, потому что Олимпиада в Сочи – это личный проект Путина, проект абсолютно провальный и уже абсолютно себя дискредитировавший. Поэтому градус истерики на выборах мэров будет большим. Тем не менее, я не считаю, что это должно нас останавливать. Кроме того, я принял решение и согласовал его со своими товарищами: это не мой личный политический проект, это должно быть решением «Солидарности». Я рассчитываю на поддержку и помощь товарищей.

 

- Есть ли у вас предположения, что власть может предпринять, чтобы помешать вам?

- Такие же, как и у вас. Власть с высокой вероятностью может меня не зарегистрировать, может снять меня с выборов, может сфальсифицировать результаты выборов, может устроить еще какие-нибудь гадости. В принципе, нынешняя российская власть способна на все, особенно когда речь идет о распиле многомиллиардных сумм и крупномасштабных авантюрах, которые могут стать авантюрами не только в моих глазах, но и в глазах всего населения нашей страны. Поэтому никаких иллюзий у меня нет. Но я бы не хотел начинать с негативного старта. Почему я должен исходить из негативного сценария? Пусть они из него исходят, а я буду исходить из позитивного, из того, что будет представлена вполне внятная, четкая программа для Сочи и в высокой степени для страны, защищающая престиж и репутацию страны и граждан Сочи. Власти при этом могут устраивать вакханалию, это их дело, но почему я должен реагировать на всякие глупости до тех пор, пока они не случились?

 

- Ну а если действительно реализуется позитивный сценарий, вам неизбежно придется контактировать с региональной и федеральной властью. Как это соотносится с позицией «Солидарности»?

- Во-первых, я гарантированно останусь членом «Солидарности». Во-вторых, не в моих правилах отрекаться от убеждений, я никогда от них не отрекался, и все те политические позиции, которые были выработаны «Солидарностью», в том числе при моем активном участии, я считаю правильными. Но если меня изберут мэром, главным моим приоритетом станут проблемы Сочи. Контакты с властями будут происходить в режиме решения проблем Сочи. Я не собираюсь обсуждать с ними проблемы государственного устройства, потому что на эту тему у нас с ними стопроцентные разногласия. Что нам тут обсуждать – что авторитаризм лучше, чем демократия? А вот проблему строительства энергоблока в Сочи обсуждать надо. Проблему Олимпиады и переселения жителей Сочи я обязан обсуждать, потому что это касается жизни и здоровья людей. Мы будем обсуждать те проблемы, которые входят в компетенцию мэра города. Но они не добьются от меня изменения взглядов, согласия с коррумпированной вертикалью. Я вообще-то крепкий орешек. Если меня изберут, то надо будет выполнять взятые на себя обязательства перед людьми. Это будет первый приоритет. Но я гарантирую, что не буду приостанавливать членства в «Солидарности». Более того, это я настоял на том, чтобы решение о моем выдвижении в кандидаты принимала «Солидарность».

Версия для печати