КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииИгра и контригра

27 МАРТА 2009 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

president.gov.uaПодписание «газовой декларации» Евросоюза и Украины стало прямым следствием январского конфликта Москвы и Киева. Главными пострадавшими в нем оказались европейцы, которые сейчас решили взять инициативу в свои руки. Украинские политики — и «антироссийские», и «пророссийские» — этому только рады. А Россия тем временем начинает свою контригру в союзе со своими традиционными европейскими партнерами.

Напомним, что 23 марта правительство Украины, Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк подписали совместную декларацию по итогам международной донорской конференции по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). В тексте декларации указывается, что правительство Украины готово обеспечить независимость оператора украинской ГТС, а также позволить ему работать на коммерческих принципах. Положения декларации являются условием для получения «Нафтогазом Украины» кредита в 2,5 млрд. долл. Ожидается, что кредит будет получен по низким ставкам, порядка LIBOR+1%, при этом основная часть средств пойдёт на реконструкцию компрессорных станций. В целом работы будут продолжаться минимум до 2016 года. Подписанты также учитывают предложение Украины повысить в дальнейшем пропускную способность ГТС, «чего можно достичь при условии привлечения дополнительных инвестиций» (такая инициатива может поставить под вопрос целесообразность строительства «обходных» газопроводов «Северный поток» и «Южный поток»).

Таким образом, из процесса модернизации украинской ГТС исключается Россия, которая была готова принять участие в подобных проектах лишь при условии своего допуска к управлению этой системой (например, в форме международного консорциума, соглашение о создании которого было достигнуто при президенте Кучме в 2004 году, но стало неактуальным после «оранжевой революции»). Для Украины такая схема неприемлема — получив отказ, Россия как раз и занялась подготовкой строительства обходных «потоков». Европейцы, по сообщениям СМИ, вначале требовали акционирования и приватизации ГТС, но потом сняли эти условия, пойдя навстречу Киеву.

Россия уже крайне резко отреагировала на совместные действия украинцев и европейцев: ее официальная делегация, присутствовавшая на международной инвестиционной конференции по вопросам модернизации украинской ГТС, покинула форум после объявления церемонии подписания итоговой общей декларации. Затем стало известно, что Россия допускает пересмотр контрактов с Украиной на поставку и транзит природного газа в случае, если российские интересы в этом вопросе не будут учтены. Российские представители считают нереалистичной и стоимость проекта, утверждая, что он обойдется в 10 раз дороже. Дмитрий Медведев объявил об откладывании межправительственных консультаций с Украиной; кроме того, маловероятным становится получение Киевом пятимиллиардного кредита, который правительство Тимошенко попросило у Москвы. Впрочем, по последнему – самому острому – вопросу Украина явно рассчитывает на поддержку Европы при получении второго транша кредита МВФ, призванного спасти украинскую экономику без российского участия. И, следовательно, без неофициальных политических обязательств Киева перед Москвой.

История с ГТС показала, что европейцы (по крайней мере, чиновники из Еврокомиссии и руководители международных финансовых институтов) готовы идти на обострение отношений с Россией, которая противопоставила себя Европе во время газового кризиса начала года. Тогда российская сторона отвергла все формы посредничества, которые предлагали представители ЕС. В Москве считали, что роль Европы в конфликте должна сводиться к давлению на Киев с тем, чтобы тот пошел на уступки. Европейские чиновники расценили такую позицию как вызов — и, соответственно, начали негласные переговоры с украинскими властями в обход России. То, что подписанная декларация может ухудшить перспективы заключения нового соглашения ЕС-Россия, их, видимо, не очень волнует – переговоры по этому поводу идут не шатко, не валко, а когда стороны все же придут к компромиссу, то эмоции Москвы по поводу украинской истории могут стать прошлым. А тем временем продолжает действовать старое соглашение – так что конфликта, способного обрушить давно сложившуюся систему отношений, не предвидится.

Что касается украинских политиков, то они в очередной раз продемонстрировали, что основный вектор их внешнеполитических симпатий – западный. И в этом смысле президент Ющенко отличается от премьера Тимошенко тем, что настолько испортил отношения с Россией, что не видит необходимости даже в символических примирительных жестах в ее сторону. Тимошенко же, не желая солидаризироваться с президентом в идеологических вопросах (например, она не склонна раздражать Москву по таким болезненным темам как Голодомор и реабилитация ОУН-УПА), пытается успокоить Россию и в вопросе о ГТС. Она уже пообещала Москве полноправное участие в ее модернизации, но в нынешней ситуации такой сигнал вряд ли будет оценен положительно. Напомним, что и еще один участник «большой тройки», Янукович, будучи премьером, проводил курс на сближение с Западом, в том числе и с НАТО.

Совместная игра европейцев и украинцев вызвала российскую контригру, в которой союзниками Москвы, как ни странно на первый взгляд, могут выступить европейские же компании. Впрочем, ничего необычного в этом нет – речь идет о давних партнерах Газпрома, которых раздражают политические увлечения чиновников из Еврокомиссии. Неудивительно, что сразу же после сообщения о подписании декларации в Москве состоялась встреча Игоря Сечина с главой итальянского нефтегазового концерна ENI Паоло Скарони. «Мы считаем, и, думаю, что и другие крупные компании, такие как E.ON и Gaz de France, считают так же, что необходимо вернуться к старой идее создания консорциума, который бы гарантировал стабильные поставки газа», — заявил Скарони во время беседы. И добавил, что подписанная европейско-украинская декларация — это не только потеря времени, но и потеря средств. Кроме того, ENI продолжает активно продвигать совместный с Газпромом проект «Южный поток». Так что большая игра вокруг украинской ГТС продолжается.

Автор — первый вице-президент Центра политических технологий

Фотографии с сайта www.president.gov.ua

Версия для печати
 



Материалы по теме

В СМИ //
В СМИ //
В СМИ //
Поменять войну на саммит // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В блогах //
Деэскалация, которой нет // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В блогах //