Без срока давности
Ивана Демьянюка наконец-то доставили в Германию. Скоро ему предъявят обвинение. Будут судить. Демьянюку 89 лет. Он еле передвигается, плоховато соображает и вообще выглядит жалко. Одной из причин отказа в его транспортировке через океан называли боязнь, что он не выдержит перелета. Честно говоря, я не считал бы это препятствием, но во мне, скорее всего, говорят эмоции.
Люди менее эмоциональные сейчас очень активно обсуждают вопрос: не является ли процесс над Демьянюком фарсом? Не является ли он в некотором смысле даже издевательством над немощным стариком? Ну что он сейчас может «показать» на суде? В таком возрасте мало кто пребывает в здравом уме и твердой памяти. Есть даже такая точка зрения, что за давностью лет следует просто опустить всю эту историю — все равно деду жить осталось недолго, а там уж Бог рассудит.
Бог, безусловно, рассудит. Но есть и земное правосудие. И я считаю, что в этом деле важна не сама личность обвиняемого. Потому что каждый процесс по преступлениям нацистов (как и — предвосхищая вопросы — по делам сталинских палачей, полпотовцев и прочих мерзавцев) — это процесс над явлением, над бесчеловечной идеей.
Демьянюка считают причастным к смерти 29 000 человек. 29 000! Можно ли позволить ему уйти в мир иной формально невиновным? Я даже не настаиваю на том, чтобы его непременно сажали в тюрьму — физически он уже не опасен. Но раздавить этого человека морально правосудие от имени человечества обязано. И я считаю, что принцип «ничто не забыто и никто не забыт» должен в равной степени распространяться не только на героев войны, но и на таких, как Демьянюк. Пускай «награда» найдет этого «героя» хотя бы теперь.
В отношении него была совершена большая ошибка. Шанс осудить этого человека был еще, если не ошибаюсь, в 1981 году. Посмотрите хронику в интернете. 60-летний Демьянюк вовсе не производил жалкого впечатления! Это был злой и агрессивный даже не дед, а вполне себе мужчина. Он великолепно смотрелся бы на скамье подсудимых! Тогда, почти 30 лет назад, живых свидетелей было во много раз больше и процесс мог быть громким и своевременным. И родные погибших узников концлагерей еще тогда получили бы хоть какое-то моральное удовлетворение от наказания мучителя. Но Демьянюк — везучий человек. Сначала он 35 лет успешно скрывал свое прошлое. Потом еще почти 30 лет уходил от правосудия — даже в Израиле!
Но поздно действительно лучше, чем никогда. Это не какая-то патологическая мстительность. Это не бизнес на поиске нацистских преступников (доводилось слышать и такое о Центре Симона Визенталя). Это осознание того, что война с фашизмом не закончена до сих пор. Это гитлеровский рейх был побежден 64 года назад, а фашизм процветает! В том числе и в нашей стране, где антифашисты получают реальные тюремные сроки за свою деятельность!
Надо использовать любую возможность для антифашистской пропаганды. А такие процессы, как процесс над Демьянюком, — отличная для этого возможность. Чтобы это впредь не стало возможным снова. Чтобы Победа над фашизмом по возможности не превращалась в попсовый праздник с расцвеченными кинолентами и «Фабрикой звезд», поющей про «синий платочек». Гламуризация войны, как и романтизация фашизма, — это то, с чем мы, увы, теперь постоянно сталкиваемся. Словно это и было все не на самом деле, а в кино. Но Иван Демьянюк — реальный человек, а не киногерой. И те 29 000 человек тоже были реальными, живыми людьми.