Жесткий диск перезагрузки
Если использовать компьютерную аналогию, то подлежащие "перезагрузке"
программы российско-американских отношений лежат на перегруженном большими и
малыми противоречиями "жестком диске". Но не думаю, что по этой причине
кнопка "перезагрузки" может не сработать. По мнению экспертов,
прошедшие восемь лет — не потерянные для России и мира годы. Политика старой
администрации США породила призрак многополярности. А Россия вернулась в число
держав, способных влиять не только на региональные, но и на глобальные
процессы.
Стоит сказать и о наполненности российско-американских отношений этого времени
интенсивными переговорами на разных уровнях: от неправительственных организаций
до первых лиц. Эксперты напоминают, что и при старой администрации США наши
страны часто действовали в общих интересах. И справедливо перечисляют —
партнерство после 11 сентября, ближневосточный квартет, Афганистан,
северокорейскую шестерку, иранское ядерное досье. Пусть не в тех масштабах, в
которых хотелось бы, но и экономические связи между нашими странами
развивались. Взаимные капиталовложения достигли суммы 16 млрд долларов. И есть
общие проекты — в космосе, энергетике, авто- и самолетостроении. Так что
наследие администрации Буша неоднородно.
Россия в отношениях с США не удовлетворена, главным образом, тем, что
американская сторона старалась сотрудничать в урезанном формате — выборочно. И
вела себя покровительственно, будто на дворе 90-е годы. Но ведь в Сочинской
декларации сама Америка признала выборочное сотрудничество недостаточным — оно
мало что дает и России, и США. То есть уже тогда стало ясно, что в наших
отношениях что-то следует менять. Просто спичрайтерам в голову не пришла
компьютерная аналогия с этой самой "перезагрузкой".
Текущий
кризис заставляет администрацию Обамы действовать с оглядкой на внутренние
дела. Но, разумеется, ее волнуют и внешнеполитические "упущения"
президента Буша. Потому что они ослабляют двухпартийную линию США на мировое
лидерство. И пока что новый президент
намерен исправлять ситуацию не явочным порядком, а "советуясь с
миром". Америке необходимо освежить отношения с традиционными союзниками,
заручиться поддержкой лояльных партнеров. Опирающаяся на "умную силу"
Америка миру нужна.
Нужна она и России. Настало время спокойной рефлексии на расхождения в части
политики на постсоветском пространстве, расширения НАТО, размещению ПРО и проч. Нужно
взглянуть "новым взглядом сквозь старые щели". Это может помочь даже переосмыслить некоторые
интересы. Хотя, конечно, они будут пересекаться, сходиться и противостоять. В
Европе, на Большом Ближнем Востоке, постсоветском пространстве. Тем не менее,
сближение США и России имеет под собой объективные основания. Ни одна из этих
стран в одиночку не справится ни с умиротворением на Ближнем Востоке, ни с
терроризмом, ни с конфликтами в Африке и АТР. Только совместными усилиями США и
России удастся укрепить режим нераспространения ОМУ. На их долю приходится 95
процентов мирового ядерного арсенала.
Поэтому программа разоружения и значится основной в повестке Московского
саммита, с этой программы и может начаться "перезагрузка". Надо
полагать, работа над новым договором СНВ не будет простой, в том числе из-за
естественной его увязки с размещением ПРО в Восточной Европе. В США затормозили
этот проект. Говорят, потому, что Америка не предвидит больших войн, а
готовится к войнам "партизанским". Но, надо думать, Вашингтон
учитывает и российскую позицию по этой проблеме.
Социологи утверждают, что в России Америку не любят более шестидесяти процентов
населения. В Европе эта нелюбовь концентрировалась на президенте Буше-младшем. Но
фундаментальных основ атлантической солидарности европейский антиамериканизм
все-таки не затронул.
Не думаю, что и в российском издании он помешает президенту Медведеву провести
переговоры с президентом Обамой в интересах страны. А эти интересы сводятся, в
частности, к тому, чтобы российско-американские отношения носили не выборочный,
а полноформатный характер.