КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг России Обама в Москве: очертания плана «Б»

6 ИЮЛЯ 2009 г. ДМИТРИЙ СИДОРОВ

 

РИА Новости
Если бы речь шла о финансовых рынках, а не об отношениях Белого дома с Кремлем, то сигналы, посылаемые Вашингтоном Москве, можно было бы назвать разнонаправленными. Впрочем, поскольку речь идет о политических играх, то следует характеризовать их как противоречивые. Во многом, на мой взгляд, потому, что в Белом доме идет борьба различных групп за влияние на выработку концепции внешнеполитической линии в отношении России.

С одной стороны, администрация Обамы заявляет о желании пересмотреть отношение своих предшественников к Кремлю. Более того, может создаться впечатление, что президент США решил сделать ставку на «либерализм» Дмитрия Медведева.

Будь это не простой реверанс «английской королеве», предшествующий визиту президента Обамы в Москву, то вполне имело бы смысл утверждать, что Белый дом, делая ставку на управляемого преемника, чьи взгляды на самом деле мало чем отличаются от идей его старшего товарища, совершает серьезную ошибку.

Однако непохоже, что администрация так безнадежно отстала в своем понимании происходящего в Кремле, чтобы бездумно доверять процесс политических переговоров исключительно Дмитрию Медведеву. Напомню, что ужинать президент Обама будет с президентом РФ, а завтракать с премьером Путиным, и это объясняется не только желанием соблюсти все необходимые приличия в рамках декларируемого в России двоевластия. В противовес поговорке «кто девушку ужинает, тот ее и танцует» завтрак у премьера представляется мне значительно более важным, чем вечерние посиделки с президентом РФ.

Майкл Макфол, директор Совета национальной безопасности США по России, объяснил во время телефонной пресс-конференции Белого дома на прошлой неделе, что завтрак с премьером будет посвящен обсуждению энергетики, «учитывая, что Путин уделяет много времени разговорам об этом».

Учитывая, что нефть и газ составляют как минимум половину российского бюджета и являются, пожалуй, самым серьезным инструментом политического влияния на Европу, то можно предположить, что реальный разговор Обама проведет именно с Путиным.

В то время как Медведеву достанется обсуждение договора по СНВ и сокращению ядерных боеголовок, которые в целом, кроме PR составляюшей, большой нагрузки не несут. И даже обсуждение Обамой с Медведевым Ирана не кажется мне столь уж существенным. Кремль будет сложно убедить подключиться к жестким санкциям СБ ООН в отношении Тегерана, но если Вашингтон и получит обещание Москвы воздержаться при голосовании, к моменту реального влияния этих санкций на исламскую республику Иран уже получит ядерное оружие.

Впрочем, если учитывать обещания того же господина Макфола, что ни на какие обмены и торговлю с Россией, связанные с размещением ПРО и расширением НАТО, американская делегация не пойдет, то обреченный на большие проблемы разговор по Ирану может сосредоточиться исключительно на отказе от поставок комплексов С-300. А эту тему, как и диверсификацию энергоресурсов, следует обсуждать скорее с Путиным, чем с Медведевым, поскольку экспорт вооружений входит в сферу ответственности российского премьера. 

В то же время переговоры о необходимости диверсификации энергоресурсов с господином Путиным должны закалить характер американской стороны. Линия поведения премьера, выработанная совместно с господином Сечиным, не подразумевает ничего, кроме продолжения жесткой борьбы за российскую монополию в поставках газа в Европу, сохраняя за Москвой связанное с этим политическое давление на «старый континент».

Любая подвижка Москвы на этом направлении будет рассматриваться ей же как сдача и экономических позиций, с таким трудом завоеванных Кремлем, и политических — а именно отказ от действий, направленных на разъединение Вашингтона и его союзников в Западной Европе.

Видимо, понимая это, наиболее прагматичные головы в администрации и рядом с ней (я ни в коем случае не имею в виду так называемых реалистов в лице Генри Киссинджера, Томаса Грэма или их «младшего брата» Димитрия Саймса) пытаются наладить отношения с Туркменистаном. Несмотря на то, что этот процесс идет крайне медленно, переговоры с министром иностранных дел Туркменистана Мередовым, прошедшие в Вашингтоне около двух недель назад, несомненно подтверждают сказанное. Кроме того, подписание договора по Nabucco, непосредственно перед визитом Обамы в Москву, ставит Кремль в довольно неприятную ситуацию.

Несмотря на заявления президента Обама и того же Майкла Макфола, по-разному оформленных, о прямом диалоге с российскими властями во время визита в Москву, разговор это представляется мне крайне сложным. «Мы четко дадим понять русским, где лежат наши национальные интересы и интересы наших друзей в Европе», — сказал во время той же телефонной пресс-конференции в Белом доме господин Макфол.

Проблема в том, что национальные интересы США и России рассматриваются руководством в Москве либо как противоречащие друг другу, либо как враждебные. «Осадное мышление» Кремля, о котором так много говорилось и писалось, никуда не исчезло. Более того, усилилось, если вспомнить, что существующий в России режим большинство действий США выдает за угрозу интересам страны, подразумевая под этим угрозу собственному благополучию.  

Понимая и это, президент Обама отправит вице-президента Джо Байдена на Украину и Грузию, на то время, пока в РФ и США не закончится пережевывание итогов московского саммита.

Несмотря на то, что у часто критикуемой мной администрации Обамы пока нет четкой стратегии в отношении России, очертания плана «Б» начинают проявляться. Если я прав, то он в значительной степени отличается от того, что было предложено «реалистами», готовыми отдать Кремлю все или почти все за ничего или практически ничего.

Мне бы хотелось надеяться, что Белый дом Обамы сможет довести до ума лозунг администрации Буша «о сотрудничестве с Россией только там,  где это возможно», создав реальные противовесы действиям Кремля. Не думаю, что Москва не знает о той борьбе, которая идет в администрации, или не понимает тех противоречивых сигналов, которые посылает ей Вашингтон. Вопрос в том, насколько умнее и сильнее прежних «советников» окажутся те люди, которые отвечают за создание «российской» политики в Белом доме.

Фотография РИА Новости

 

Обсудить " Обама в Москве: очертания плана «Б»" на форуме
Версия для печати