Вызов Рамзана Кадырова
9 августа в эфире радио «Свобода» прозвучало интервью президента Чечни Рамзана Кадырова. Это не просто очередное интервью. Кроме повторяющихся ритуальных заявлений о любви к президенту Владимиру Путину, ответственности перед своим народом и других ранее тиражированных заявлений, Рамзан Кадыров сказал несколько слов, которые, как мне кажется, каждый из нас должен воспринять как вызов, как «брошенную перчатку».
Он сказал о похищенной и убитой меньше месяца назад Наталье Эстемировой, что «у нее не было чести, достоинства, совести никогда». Что это такое?
Это очевидный состав 129 статьи УК РФ («клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица и подрывающего его репутацию»).
В комментарии к Уголовному кодексу РФ читаем: комментируемое преступление посягает на честь и достоинство, а также на репутацию человека в объективном смысле, то есть подрывает оценку названных качеств потерпевшего в глазах окружающих. Потерпевшим от клеветы может быть любое лицо, включая живых или умерших.
Судя по комментариям к статье 130 УК РФ («Оскорбление»), в высказываниях президента Чечни содержится и состав преступления по этой статье.
«Вне зависимости от способа совершения преступления обязательным признаком оскорбления является неприличная (циничная) форма действий виновного, противоречащая установленным в обществе правилам общения между людьми, требованиям общечеловеческой морали». Наверное, не надо объяснять, что слова Рамзана Кадырова об убитой Наталье Эстемировой противоречат правилам общечеловеческой морали.
Удивительно, что еще два с половиной года назад, говоря об Анне Политковской в интервью телеканалу «Франс-2», Кадыров заявил: «Она женщина, она покойная, и про покойных нехорошо говорить плохо».
Тогда, в ноябре 2006 года, он считал, что говорить плохо о покойных не стоит. Сейчас и это табу уже снято.
Вот что говорил тогда чеченский лидер об убитой Анне Политковской:
«Но я думал, что Политковская – человек. Но абсолютно у нее не было ничего человеческого. Она просто как робот или как заводная только искала, как бы сделать из меня врага.
Она мечтала, чтобы я где-то, в чем-то провинился. Что говорить о Политковской? Она больная женщина была. После ее смерти она вот здесь у меня (рукой показывает на горло – «Газета.Ru»), как кость в горле.
Все говорят и пишут, что Кадыров чуть ли не убил ее. Если бы такое возможно было в природе, когда она против отца писала, тогда мы могли бы сделать это».
И эти слова (тогда еще премьер-министра Чечни) уже вполне подходили под состав статей 129 и 130 УК РФ. Но тогда никто не подал на Кадырова в суд.
Теперь настало время всем нам, журналистам, правозащитникам и людям, которые все-таки считают себя порядочными и свободными гражданами, как-то отреагировать на то, что сказал президент Чечни.
Реагировать можно вполне в рамках Уголовного кодекса. И жалоба на клевету и оскорбление должна быть принята к рассмотрению. И тогда, я надеюсь, в мире найдутся десятки и сотни людей, которые в открытом судебном заседании смогут опровергнуть слова чеченского президента о том, что Наташа Эстемирова – «женщина, которая никому не нужна».
Она помогла сотням людей в Чечне, ее хорошо знали на Западе, и в ее защиту должны высказаться как простые люди, так и представители российских и международных правозащитных структур, которые с ней встречались.
Повторюсь: Рамзан Кадыров бросил нам всем перчатку...
Неужели не заметим и не отреагируем?
Фотографии РИА Новости