КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеИсчезновение Arctic Sea

17 АВГУСТА 2009 г. ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА

 

 

Сухогруз Arctic Sea – дедвейт 4706 тонн, год постройки – 1991, флаг Мальта, оператор Solchart Arkhangelsk Ltd (Архангельск) – бесследно исчез после нападения на него 24 июля 2009 года. Официальный груз судна – бревна (цена – 1,8 млн долларов) – принадлежит крупнейшему европейскому производителю бумаги компании Stora Enso Oyj.

Единственный человек, благодаря которому об Arctic Sea стало известно – это Михаил Войтенко, издатель «Морского бюллетеня». Именно Войтенко работал, кричал, стучал, матерился, клялся, что заткнется про судно, пусть только отпустят экипаж, но государственная машина не делала ничего. Вместо поисковой операции была брехня – брехня о том, что судно ищут эсминцы, подводные лодки, хорошо, что еще не стратегические бомбардировщики. И это притом, что пропавший сухогруз даже не включили официально в «извещения мореплавателям», которые составляются береговыми службами и распространяются по всем судам в Мировом океане.

Это как если бы угнанную машину поручили искать группе «Альфа», но при этом не занесли ее в стоп-лист ГИБДД. Иначе говоря – реальные поиски судна заменены пиаром, самым отвратительным примером которого стало выступление спецпредставителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, заявившего, что операция «развивается успешно, больше, к сожалению, на данный момент ничего сказать нельзя». Это как понять? Если «ничего сказать нельзя», чтобы не сорвать операцию, то и не говори.

Что, собственно, известно на сегодня?

Известно, что Arctic Sea две недели ремонтировался в Калининграде, после чего пошел в Финляндию и загрузился там лесом. 24 июля, в 3 часа ночи, возле шведского острова Оланд в Балтийском море – то есть там, где, кроме судовых средств связи, действуют обыкновенные мобильники и где со времен викингов никто ни на кого не нападает – на судно напали (или якобы напали). В 3 часа ночи вооруженные люди, в черном и с масками на лицах, захватили судно, связали экипаж, пытали его, но ничего не украли. Представились они шведской полицией, ищущей на судне наркотики. По-английски говорили с акцентом – деталь, которая сразу возбуждает недоверие, но не к пиратам, а к источнику информации, поскольку на судне было 15 русских моряков, и как уж они там сумели распознать плохой английский – бог весть.

Теперь, внимание – о нападении стало известно только 29-го июля – то ли случайно, то ли утечку допустил судовладелец, надеявшийся воздействовать на захватчиков. На последнее наводит сам характер сообщения. Наряду с душераздирающими подробностями – люди в масках, ломаный английский, экипаж, который пытали – в информации содержалась явная ложь: мол, пираты покинули судно через 12 часов, ничего не взяв, и судно следует своим ходом в Беджайя, Алжир.

На следующий день после утечки, 30 июля, в 01.29 по Гринвичу, сигнал с судна исчез. Технически возможно, что c 24-го Arctic Sea уже следовал другим курсом, а AIS его был смонтирован на другом судне (или просто параметры кода были вбиты в чужой транспондер), но маловероятно, что захватчики решились вести судно через Датские проливы и Ла-Манш без средств связи. Скорее AIS работал все-таки на Arctic Sea и был вырублен сразу после утечки информации о захвате.

Однако судовладельца не встревожил и умолкший AIS! Паника поднялась только 4-го августа, когда судно в Беджайю не пришло. Если бы судовладелец сообщил о пиратском нападении 24-го, то понятно, что эта лоханка, которая делает в среднем 8 узлов, из Балтийской лужи никуда бы не делась.

Иными словами – судовладелец знает или догадывается, что случилось с судном. Иначе его поведение необъяснимо. А утечка информации о захвате, похоже, была устроена так, чтобы спугнуть «пиратов», но при этом не дать европейским властям повода заглянуть на «следующее своим курсом в Беджайю» судно.

Необходимо также заметить, что демонтаж различных систем связи, которыми буквально обвешано современное судно – задача, неподвластная для бандита с «ломаным английским», но она вполне по плечу специалисту. По отзывам экспертов, цитирую все по тому же «Морскому бюллетеню», демонтаж блоков AIS занимает сорок минут, а монтаж их же на другом судне – час-полтора, в зависимости от того, надо ли менять разъемы. Кроме этого, придется озаботиться блоком подачи тревожного сигнала, блоком VCR (черный ящик), портативными рациями, средствами связи ГМССБ, аварийными радиобуями и оборудованием спасательных шлюпок.

Какие тут могут быть версии?

Версия первая: бытовуха. Не было на самом деле ни захвата, ни стрельбы, ни пыток, ни таинственных «пиратов», в чьей речи чуткое ухо архангельских мужиков уловило плохой английский. Судовладелец в момент кризиса договорился с командой и украл свою собственную лоханку ради получения страховки. Ответ: очень маловероятно. Достаточно сказать, что для этого судовладельцу надо было уговорить всех членов экипажа начать новую жизнь, выдать им новые паспорта и пр. Да и зачем красть корыто с лесом? Вон, кризис, заберись на любую крутую посудину, которая простаивает в порту, и угоняй ее.

Версия вторая: судно захватили бандиты, которые искали наркотики. Ответ: бандитов с такой подготовкой не бывает. Посреди шумного проспекта под названием Балтийское море никого не захватывают. Ни один груз кокаина не окупит такой подготовки. А уж бандиты, которые еще минимум 5 суток остаются на судне, зная, что судовладелец уже в курсе о захвате, ведут корабль под его собственным AIS через Ла-Манш, рискуя нарваться – э-э, батенька, какие тут бандиты! Тут железные нервы и приказ командования.

Остается третья версия: спецслужбы. Что-то такое Arctic Sea вез, не лес и не из Финляндии, что-то, что с размахом, с демонтажем переборок, с искрами от газового резака было погружено на него во время двухнедельных «ремонтных» работ в Калининграде. И это что-то – не наркотики, не «калашниковы», не секретная информация. Это что-то было довольно больших размеров, таких, что его нельзя было сгрузить и увезти на шлюпке, и пришлось захватывать само судно, а потом пять дней идти на нем, а потом, когда случилась утечка, уничтожить средства связи и продолжить рейс – с последующим демонтажем нашего «чего-то» в укромном месте или порту.

И, учитывая, что грузили в Калининграде – грузили не японцы и не американцы. Грузили русские. Иначе, по-простому: вез Arctic Sea какую-нибудь ядерную хрень для мирной державы типа Сирии или Ирана, и его с этим повязали. И была это не одноразовая поставка. Во всеведение ЦРУ или МОССАД, которые в курсе, что такого-то числа такая-то посудина повезет такую-то пимпочку, я не верю. Скорее всего, это была проверенная, многократно использованная дорога, по которой ездили давно и надежно: и вот их и накрыли.

Самый неразрешимый вопрос: а почему тогда Arctic Sea не накрыли официально? Непонятно. Разве что боялись в разгар «перезагрузки» реакции Москвы на публичный скандал с обнаружением на борту скромного лесовоза каких-нибудь ядерных потрохов. Реакция могла бы быть непредсказуемой. Уронили бы над Киевом ядерную бомбу и сказали бы, что это сделал Тбилиси, для отвлечения внимания.

Теперь главный вопрос – это спасение жизни 15 моряков, которые стали заложниками всей этой истории a la Фредерик Форсайт, и на которых всем, кроме их родичей и Михаила Войтенко, наплевать. Во всяком случае, наше Минобороны пока по непонятным (или, наоборот, понятным) причинам не ответило на предложения ВМФ США и других западных стран поучаствовать в поисках скромного лесовоза. И неясно, от кого для моряков исходит большая опасность – от «пиратов», которые их похитили, или от «освободителей», которым может быть приказано зачистить следы и списать все на «пиратов».

В субботу, 15 августа, случилось событие, важность которого трудно переоценить и которое отметил, опять же, один лишь Михаил Войтенко: а именно, после многочисленных сообщений, что Arctic Sea видели там, там, там и еще в системе Альдебаран, AIS Arctic Sea вновь ненадолго заработал – в Бискайском заливе. Он тут же выключился, но "Морской бюллетень" успел сделать скриншот. А немного погодя Франция заявила, что нет в том районе никакого сухогруза, а есть только три российских военных корабля.  То есть что? Скрутили с посудины блок и повезли его домой, да нечаянно задели валенком?

Сразу после этого за судно якобы попросили выкуп – 1,5 млн долларов. Если это не выходка мошенников, то это означает, что экипаж решили вернуть живым. Ведь стоимость операции по захвату Arctic Sea куда больше полутора миллионов долларов. Это уникальные пираты, работающие себе в убыток.

Пока ясно одно: история Arctic Sea является единичным случаем, настолько единичным, что, будучи описана в книжке, она покажется дурным литературным вкусом и неведомщиной с подливой.

Обсудить "Исчезновение Arctic Sea" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Всем стоять, это похищение! // ИРИНА ХАЛИП
Мария Колесникова ломает планы Минска и Москвы // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Егор Бычков // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Arctic Sea был захвачен эстонскими киборгами // МИХАИЛ ВОЙТЕНКО
Arctic Sea. Продолжение комедии // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА